“Пути-дороги” Михалкова или как рождаются стихи?
Не обозначено, сколько лет лирическому герою стихотворения “Пути-дороги”. Но кто же, кроме мальчика десяти – двенадцати лет, способен так самозабвенно рассказывать о разных дорогах: тропиночках, горных и воздушных путях, шоссе?
Устанешь – место выберешь, Присядешь отдохнуть, Глядишь – дорогой дальнею И катит кто-нибудь. Привстанешь, чтоб увидели, Попросишь подвезти… И кто же еще может так по-детски бояться обид? / Эх, только б не обидели И взяли по пути!..
Как рождаются стихи? Что вначале – фантазия, улыбка, удивление? На
Обычный день. Обычный рейс. Спешка. Суета. Регистрация багажа. Большие пассажирские самолеты ждут пассажиров. А через несколько дней было написано веселое стихотворение об этом дне.
Столь непривычное соединение образов придает стихотворению особый колорит. Рокот моторов. Гром. И во всей этой симфонии XX века – воробей со своим “живым весом”.
В пути его живого веса Не ощущает экипаж…
История с воробьем – маленький секрет, о котором не знает Аэрофлот, но, “как ни странно, знаю я”,- шутит поэт. Стихотворение это – шутка, полная свежести и типично михалковского искрящегося юмора. Дар поэта в том, что и к обыденному он относится по-своему, находя во всем интересные и забавные штрихи. Так появилось стихотворение “Грипп”.
Не румяный гриб в лесу, А поганый грипп в носу!
Эти строчки во время чтения в детской аудитории всегда сопровождаются взрывом смеха.
А дальше? Дальше началась фантазия. Поэт перевоплотился в своего героя, мальчика, с которым и происходят дальнейшие события. Из взятых из жизни фактов остались только грипп и сидение дома. А лирический герой оказался уже совсем в иной обстановке. Его интересы и настроения самые что ни на есть ребяческие:
Хочешь, я тебе, Антошка, Нос засыплю порошком?
Нравится детям стихотворение. Самым серьезным тоном повествуется в нем о происшествиях со щенком, убежавшим из дома. Рассказ ведется очень подробно, вплоть до того, что, искусанный пчелами, пес лежит пластом и “виляет еле-еле забинтованным хвостом”. Этот же прием комического, заключающийся в противоречии между содержанием и формой изложения, применяется и в стихотворении “Если”, в котором автор переводит читателя от стихотворения-игры, связанного еще с жестом, движением (“Котята”), к шуткам более отвлеченного характера, требующим фантазии. Читая книги Михалкова детской аудитории, убеждаешься, какое очарование кроется для ребят в его “складных, смешных” стихах. Интонация их близка к детской речи.