Психолого-педагогические основы процесса общения
В результате проведенного исследования сделаны выводы: для того чтобы добиваться поставленных целей в беседе, в общении в процессе ведения переговоров необходимо знание всех достоинств и недостатков различных типов собеседников. Каждый собеседник одновременно характеризуется по трем полярным факторам:
1) доминантность – недоминантность;
2) мобильность – ригидность;
3) экстраверсия – интроверсия.
Крайние типы собеседников встречаются очень редко. Реальный партнер (рассматривая один полярный фактор) обычно находится
Поэтому при организации общения стоит обратить внимание, что при контакте с доминантным партнером необходимо дать возможность выявления своей доминантности. Спокойно держитесь независимой точки зрения, но избегайте пресекать или высмеивать используемые им “силовые приемы”. И тогда он постепенно умерит свой непроизвольный натиск.
С недоминантным партнером требуется поощрение и подбадривание с вашей стороны
С мобильным партнером сначала подстройтесь под его темп общения. Далее постепенно замедляйте частоту и скорость собственных реплик. Затем можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что осталось малопонятным.
С ригидным собеседником поставьте перед собой задачу долготерпения. Торопить его и раздражаться – значит усугублять взаиморасхождения.
С экстравертным партнером поддерживайте естественную для него атмосферу симпатий. Его “перехлесты” (жажда внимания, излишнее любопытство, поверхность) лучше всего умерить беззлобной иронией. Он очень чувствителен к ироническому тону, поскольку боится выглядеть смешным.
С интровертным партнером избегайте панибратства и всякой личной тематики. Держитесь учтиво, но суховато, обсуждайте вопросы деловые или абстрактные, старайтесь больше молчать и будьте готовы к затяжным паузам в беседе. Идеальная ситуация с интровертом – разговор с глазу на глаз.
По результатам проведенной диагностики мы обнаружили:
1) учащиеся гуманитарного класса в большинстве оказались “разговорчивыми” собеседниками, предпочитающими в большей мере говорить, чем слушать;
2) учащиеся экономического класса, наоборот, оказались хорошими слушателями; такие собеседники скорее руководствуются принципом “молчание – золото”.
Общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия собеседников, содержанием которого является обмен информацией, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Это как бы подводная и надводная часть айсберга, где видимая часть – серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая, – потребности, мотивы, интересы, чувства, – все, что толкает человека к общению.
В учебно-воспитательном процессе выделяют различные стили педагогического общения:
1) общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
2) на основе дружеского расположения:
3) общение-дистанция;
4) общение-устрашение;
5) общение-заигрывание;
6) авторитарный стиль;
7) либеральный стиль;
8) демократический стиль.
Стили основаны на следующих критериях:
А) особенности коммуникативных возможностей учителя;
Б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
В) творческая индивидуальность педагога;
Г) особенности ученического коллектива.
Язык телодвижений разнообразен во всех его проявлениях. В нашей работе мы рассмотрели зоны дистанций человека в процессе общения, поведения, виды и темпы движений, попытались охарактеризовать наиболее употребительные жесты, мимику, а также жесты, характеризующие правдивость или лживость собеседника. Язык телодвижений способен рассказать нам о собеседнике намного больше, чем его речь. Именно это находит широкое проявление в нашей жизни и может помочь нам во время общения с другими людьми.
Разнообразие телодвижений может быть обусловлено темпераментом и эмоциями, который переживает человек в данный момент времени. Именно они во многом определяют характер телодвижений. Проявления языка телодвижений будет отличаться от других в зависимости от того, какой у человека тип темперамента. Сильные эмоции как бы написаны у нас на лице и при общении мы можем понять, радуется человек или же он грустит.
С помощью жестов и мимики мы понимает людей намного лучше, практическое применение языка телодвижений мы наблюдаем во всех сферах жизни.
В результате проведенной работы мы обнаружили, что интеллектуальная сфера – сложное психическое образование, которое характеризуется следующими показателями: умением учиться, предметными знаниями, внепредметными умениями, познавательными умениями, качеством ума, познавательными процессами, мыслительными навыками.
В характеристике мышления выделяют две ее разновидности: саногенное (мышление, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания и соответственно предотвращает заболевания) и патогенное (обыденное мышление, находящееся во власти привычного и автоматизмов, программируемых требованиями культуры).
Наиболее распространенными способами развития интеллектуальной сферы являются: задавание “бессмысленных вопросов”, использование сокровищницы народной педагогики, поиск нестандартных решений, коллекционирование различных парадоксов, использование технологии интерактивного обучения, проведение сократовских бесед, эвристические приемы активизации творческого мышления, ассоциативные приемы.
В результате проведенного “мозгового штурма” с учащимися экономического, гуманитарного и физико-математического классов выяснилось, что задавание “бессмысленных вопросов” оказалось более результативным для учащихся физико-математического класса; выполнение заданий по активизации творческого мышления и анализу стихотворения на наличие правды и вымысла оказалось более результативным для учащихся гуманитарного класса.