Произведение о Человеке: Николай Самокиш
Свыше одиннадцати тысяч произведений живописи, графики, монументально-декоративного искусства создал академик живописи Николай Самокиш. Исследована его батальная живопись, а вот наследие в области графики и монументально-декоративного оформления освещены пока что мало. А именно фольклорно-этнографические интересы Самокиша заметно повлияли на формирование его как художника. Родился Николай Семенович в Нежине на Черниговщине. Однако постоянная бедность заставила отца-почтальона отдать сына на временное содержание к деду по матери Дмитрию
Впечатлительный мальчик попал в самую гущу жизни народа. Его восхищала красота народной одежды, песен, дедовы рассказы о легендарных подвигах запорожцев. Детское увлечение переросло со временем, во время обучения в Петербургской академии искусств в сознательное, художественно целенаправленное. Этому оказывало содействие окружение. Вместе с ним в академии училось немало выходцев из Украины, в частности Сергей Васильковский и Порфирий Мартынович, которые серьезно интересовались культурой и бытом украинского народа, и, часто собираясь в академическом
Со временем, в 1900 году, художники подготовили и издали в Петербурге альбом “Из украинской старины”, в который вошел двадцать один лист иллюстративного материала и пояснительный текст на русском и французском языках известного украинского историка, профессора Дмитрия Яворницкого. Во вступительной части текста – лаконичная история казачества. Дальше – яркие очерки о выдающихся деятелях освободительной борьбы украинского народа, военное устройство, оружие и быт казаков, жизнь селян. Каждый из очерков проиллюстрирован графическим листом. Сергей Васильковский срисовал акварелью фигуры исторических лиц и типы казаков и крестьян, а Николай Самокиш выполнил пером виньетки с развернутыми композициями. Все это сделано на основе основательного штудирования исторического материала, в частности экспонатов Петербургского артиллерийского музея, частных коллекций Дмитрия Яворницкого, Георгия Алексеева и других. Прежде всего нужно сказать об обложке, оформленной Самокишем. Она вводит в тревожную атмосферу эпохи, является словно лейтмотивом, эмоциональным ключом всего альбома.
На листах, посвященных выдающимся историческим лицам – Петру Сагайдачному, Богдану Хмельницкому, Ивану Гонте – Самокиш передает могущественное движение казацко-крестьянского войска. Хотя на виньетках изображены большие массы людей, каждой фигуре, каждому лицу присущи яркие индивидуальные черты, детально переданные одежда, оружие, амуниция. Ряд виньеток – сцены из жизни украинских крестьян (“Ярмарка в Украине”, “Зимовщик казачий: полевод”, “Сцена возле колодца: проводы казака в войско”, “Группа кобзарей и лирников, которые поют на ярмарке”) – преисполнены динамики и экспрессии. Издание альбома, в котором художники продолжили традиции “Живописной Украины” Тараса Шевченко, бесспорно, имело значение для дальнейшего развития украинской художественной культуры.