Проблема социального устройства в романе Хаксли “О дивный новый мир”
Олдос Хаксли – это выдающийся писатель ХХ века, творчество на протяжении десятилетий было “лакмусовой бумажкой” основных тенденций развития литературы Запада, общественной мысли вообще для мировой критики. Роман относится к направлению антиутопии.
По признанию самого О. Хаксли, роман в большей степени ответ на модель “научного общества”, которая была предложена Г. Уэллсом в романе “Люди как боги”. Позже, во “вновь посещенном “дивном новом мире” О. Хаксли говорит, что темой его произведения является не сам научный
При создании модели своего “дивного нового мира” О. Хаксли объединил самые негативные черты тоталитаризма и современного ему общества массового потребления. Итогом всех попыток детерминировать
Вся, правда, материализована в словах Верховного Контроллера: “Все счастливы. Все получают то, чего хотят, и никто никогда не хочет того, чего он не может получить. Они обеспечены, они в безопасности; они никогда не болеют; они не боятся смерти; им не досаждают отцы и матери; у них нет жен, детей и возлюбленных, могущих доставить сильные переживания. Мы адаптируем их, и после этого они не могут вести себя иначе, чем так, как им следует”.
Мир в романе – одно большое государство, все люди в нем равны, но принадлежат к разным кастам. Еще не родившись, люди уже делятся на высших и низших путем химического воздействия на зародыши. Количество категорий – каст – велико – “альфа”, “бета”, “гамма” и так далее по алфавиту до “эпсилон”. Последние специально создаются умственно неполноценными, чтобы выполнять самую грязную и неприятную работу. Высшие касты сознательно отказываются от общения с нижними. Но представитель каждой касты в любом случае “адаптируется”, проходя через специальную конвейерную ленту. И лишь Великие Контроллеры не проходят адаптацию, их пониманию доступно все, что известно обычному “неадаптированному” человеку, то есть та самая “ложь во спасение”, на основе которой и построен “дивный новый мир”.
В рабстве мира антиутопии О. Хаксли далеко не все равны. Ведь невозможно всем предоставить равноценные работы, так гармония между обществом и человеком достигается путем специального уничтожения всех эмоциональных и интеллектуальных качеств человека, которые просто не будут ему нужны в последующей жизни: высушивание мозга, и внушение ненависти посредством электрошока к определенным предметам и т. д. В своем романе Х. говорит о будущем, которое лишено самосознания, как о чем-то вполне закономерном, ведь “дивный новый мир” возник по пожеланиям и воле большинства. Но возникают отдельные личности, которые пытаются противостоять системе, противопоставляя свой свободный выбор всеобщим представлениям о счастливом существовании.
Таким образом, в романе О. Хаксли представлена борьба двух сил. Одна из них утверждает антиутопический мир, а другая – отрицает его. Но любая попытка бунта пресекается моментально, общество не идет за революционерами. Стремление к самосознанию и свободе выбора в этом мире не примет эпидемический характер, ведь на отстаивание своей свободы способны лишь избранные, которые в срочном порядке изолируются от “счастливых младенцев”. Двое восставших против всеми принятого порядка в итоге были сосланы на “острова”, специально предназначенные для прозревших, а третий – Дикарь – который пытался донести до общества мысли о свободе и справедливости, выступая перед обществом, осознав, что стал всеобщим посмешищем, повесился. Таков конец романа “О дивный новый мир”.
В “дивном новом мире” нет места для человека свободного, для человека живущего, а не существующего. Его рядовые обитатели, созданные в пробирках, “счастливые младенцы”, действительно счастливы в своем мироощущении. Поэтому “дивный новый мир”, который однажды построен, обречен в рамках созданной О. Хаксли модели на процветание и устойчивость.