Примеры сочинений по рассказам Л. Толстого на крестьянскую тему
Герой Автобиографического рассказа “Утро помещика” Дмитрий Нехлюдов искренне желает облегчить жизнь своих крестьян, но сталкивается с непониманием и неприятием любых его предложений. Главный конфликт произведения заключается и столкновении двух социальных психологии – помещичьей и крестьянской, примирение между которыми невозможно. Нехлюдов, остро ощущающий свою разобщенность с народным миром, иллюзорность всех своих планов и проектов, крах филантропических затей, не в состоянии разорвать этот замкнутый круг.
У него даже
“Славно!” – шепчет себе Нехлюдов; и мысль: зачем он не Илюшка – тоже приходит ему”.
Новаторство
Рассказ “Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн” (1857) написан по живым впечатлениям первого заграничного путешествия Толстого. Герой рассказа посещает модный курорт Люцерн (Швейцария), он задумывается о губительном влиянии цивилизации на природу, об отсутствии подлинного общения между людьми. “Простое, первобытное чувство человека к человеку” вытесняется комфортом, тщеславием и корыстью. Обличительный пафос достигает особой силы в эпизодах, где рассказчик с душевной болью повествует о бедственном положении нищего музыканта, которому богатые люди не бросили ни единой монетки: “Отчего этот бесчеловечный факт, невозможный ни в какой деревне…- возмущается Д. Нехлюдов, за которым явно стоит автор,- возможен здесь, где цивилизация, свобода и равенство доведены до высшей степени?..” Однако в конце рассказа обличительный пафос заметно снижается, ибо Толстой провозглашает в финале веру в некий “всемирный дух”, “вечные нравственные начала”. отмечал, что уже в “Люцерне” проявился комплекс идей, связанный у Толстого с полным отрицанием цивилизации и возвеличиванием инстинктивных, блаженнейших, первобытных “потребностей добра в человеческой натуре”.
Постоянное для писателя утверждение идеала простой, естественной жизни, единства человека и природы было положено в основу его рассказа “Три смерти” (1858). Идея произведения была раскрыта в одном из писем Толстого (от мая 1858 г.): “Моя мысль была: три существа умерли: барыня, мужик и дерево.- Барыня жалка и гадка, потому что лгала всю жизнь и лжет перед смертью. …Мужик умирает спокойно, именно потому, что он не христианин. Его религия другая, хотя он по обычаю и исполнял христианские обряды; его религия – природа, с которой он жил… Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво – потому что не лжет, не ломается, не боится, не жалеет”. В рассказе отчетливо проявляется своеобразие этики и эстетики писателя, ставших основными для всего его последующего творчества. Он поэтизирует преимущественно стихийные и бессознательные начала. Прекрасно и мудро все естественное, связанное с природой, живущее по ее законам. Ложно и безобразно то, что нарушает эти законы, что искусственно и далеко от простых, “первобытных” чувств. На столкновении этих противоположных принципов построена повесть ” Казаки “.