Полемика о словесности и слоге в русской литературе в начале XIX века
Сам по себе предмет спора в то время был очень важен и актуален. Речь шла не просто о правомерности использования той или иной лексики или определенных синтаксических конструкций, а о путях развития русской культуры. За полемикой о языке художественной литературы отчетливо просматриваются различные идейно-политические позиции, что, естественно, еще более обостряло литературную борьбу.
СентименталистЫ настойчиво отстаивали языковую реформу Карамзина, который стремился сблизить литературный язык с разговорной речью образованного сословия.
В 1803 г. адмирал
Шишков упрекал новых писателей (и прежде всего Карамзина) за то, что они “безобразят язык свой введением в него иностранных слов, например, таких: моральный, эстетический, эпоха, сцена, гармония, акция, энтузиазм, катастрофа и тому подобных”. Несостоятельность замечаний Шишкова доказана историей русского литературного языка. Спор о языке Шишков переводил в спор о политических убеждениях.
Выступление Шишкова было подвергнуто резкой критике учениками и последователями Карамзина (сам он в полемике участия не принимал). В критических откликах отмечалось, что Язык не остается неизменным, что он развивается под воздействием просвещения, новых явлений, понятий, предметов, что сближение книжного и разговорного языка является необходимым, ибо только на этом пути может быть создан живой литературный язык. Борьба “шишковистов” и “карамзинистов” проявилась не только в полемике по вопросам языка, но и в области журналистики, в различных литературных обществах.
Схожі твори:
- Романтизм в русской литературе в начале XIX века Проблема романтизма Принадлежит к числу сложнейших в науке о литературе. Трудности решения этой проблемы предопределены до некоторой степени недостаточной четкостью терминологии. Романтизмом называют и художественный метод, и литературное направление, и особый тип сознания и поведения. Однако, несмотря на дискуссионность ряда положений теоретического и историко-литературного характера, большинство ученых согласны с тем, что романтизм был необходимым звеном […]...
- Проза в русской литературе второй половины XIX века В первой четверти XIX в. ведущее место в литературе занимала поэзия. Начиная с 30-х годов, положение постепенно меняется. В этот период создали свои основные прозаические произведения Пушкин, Лермонтов, Гоголь, во многом предопределив тенденции развития русской литературы. В 30-е годы быстро развиваются ^такие жанры, как роман и повесть. В статье “О русской повести и повестях г. […]...
- Женские образы в русской литературе первой половины XIX века Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” и роман А. С. Пушкина ” Евгений Онегин ” – грандиозные по замыслу и содержанию произведения. Особое внимание в этих произведениях уделяется женским образам. Женщину, несомненно, ценили во все времена, писали ей стихи, защищали, дарили цветы. О женских образах в романе девятнадцатого столетия принято говорить “пленительные”. Мне кажется, […]...
- Идейно-литературная борьба в начале XIX века Идейно-литературная борьба, резкое размежевание литературных сил закономерно привели в начале XIX в. к организационному объединению сторонников противоборствующих группировок. Зимой 1806-1807 гг. “шишковисты” организовали постоянные литературные чтения и беседы. Затем этим частным собраниям был придан более официальный характер. С 1811 г. начинает существование “Беседа любителей русского слова”, пользовавшаяся “высочайшим покровительством”. Новое общество, построенное по образцу казенного […]...
- Сочинение обзор: Рассказы Горького в начале ХХ века В творчестве Горького 90-х годов сливаются в единый поток два воспринятые от классиков начала: революционный романтизм и самый трезвый, беспощадный реализм. Однако делить его ранние произведения на романтические и реалистические можно лишь условно, ибо реализм проникает во все его романтические произведения, так же как революционная романтика пронизывает почти все его произведения реалистические. В исследованиях о […]...
- История русской словесности. Повесть о Фоме и Ереме ПОВЕСТЬ О ФОМЕ И ЕРЕМЕ – произведение “смеховой” демократической литературы XVII в., рассказывает о неудачливых братьях Фоме и Ереме, у которых не получается ни одно дело, за которое они принимаются. Братья противопоставляются друг другу, но это противопоставление мнимое (“карикатура на контраст”): “Ерема был крив, а Фома з бельмом, Ерема был плешив, а Фома шелудив…” П. […]...
- Полемика в русской демократической печати по поводу “Грозы” А. Н. Островского (Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев) После выхода в свет пьесы А. Н. Островского ” Гроза ” появилось множество откликов в периодической печати, но наибольшее внимание привлекли статьи Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и Д. И. Писарева “Мотивы русской драмы “. “Гроза” – произведение, написанное Островским накануне великого бытия – отмены крепостного права. Вопрос, поднятый в драме, был […]...
- Духовные проблемы в русской литературе В русской культуре категории материального и духовного составляют, скорее, оппозицию, нежели оказываются соположенными в одном ряду. Для русской ментальности характерно противопоставление приверженности материальному в любом его проявлении – стремлению к идеальному, отрицанию накопительства. Именно к универсалиям русской культуры можно отнести и образы юродивых, странников, праведников. Заметим, что именно в этом – соотношении материального и духовного […]...
- Поэзия для детей в русской литературе Совершенно новые задачи стояли в 20-е и 30-е годы и перед русской поэзией. Они вытекали из требования воспитывать в юном поколении качества нового человека. Чтобы создать новую поэзию для детей, нужно было, опираясь на опыт русской классической поэзии, отказаться от упрощенного изображения жизни, от бессодержательных и статичных по сюжету стихов, которыми пестрели страницы старых журналов. […]...
- О баснях в русской литературе В самом деле, распространение условного названия “басни и сказки” отражало совмещение в сборниках самых разных произведений, просто не подходивших ни под одно из жанровых понятий классицизма. Под одной рубрикой с басней печатались бытовые сценки, анекдоты, “были”, эпиграммы без конкретного адреса и литературные сатиры с адресом, объединенные лишь стиховой формой. При этом те из них, которые […]...
- Русская литература в начале XIX в Историческая эпоха конца XVIII – начала XIX века отличается особой сложностью. В это время уже явственно проявляется кризис феодализма, постепенно усиливаются капиталистические тенденции, что приводит к обострению классовых противоречий. Отечественная война 1812 г. в особенности содействовала пробуждению политического и национального самосознания. Главным ее ‘героем был простой народ – солдаты, ополченцы, партизаны. Однако народ-победитель остался народом-рабом. […]...
- Экзистенциализм и его место во французской литературе середины XX века Идейная проблематика и особенности ее отражения в произведениях экзистенциалистов. Экзистенциализм (от позднелат. existentia – существование) – литературное течение XX столетия, выявляемое с достаточной отчетливостью, главным образом, во Франции накануне, во время и сразу после Второй мировой войны. Экзистенциализм был представлен здесь писателями, выступавшими одновременно и как философы-экзистенциалисты. Это Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю. […]...
- Концепции постмодернизма зарубежной литературе второй половины ХХ века В качестве определения современного этапа в развитии философии, искусства и науки используется термин “постмодернизм”, объединяющий все многообразие проявлений культурной деятельности человека, живущего во второй половине ХХ века. Уже несколько десятилетий ведутся бурные дискуссии об этом феномене. И хотя некоторые ученые утверждают, что постмодернизм закончился, и мы живем в новой культурной эпохе, постмодернизм остается относительно изученным […]...
- Художественное своеобразие прозы Чехова в русской литературе Еще в 1882 г. Пушкин заметил: “Точность и краткость – вот первые достоинства прозы”. На этих принципах строится проза Чехова, который сумел точно и кратко передать правду самой обычной, будничной жизни, увидеть, как проявляются трагические коллизии во внешне спокойном течении действительности, в ее мелочах, как может быть ужасна жизнь внешне вполне благопристойная и мирная, если […]...
- Роман в мировой литературе 19 века Роман – большое эпическое произведение, в кот. изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни. Объемность романа – количественный признак, который связан с его качественными особенностями: полнота обрисовки широкоохватывающего конфликта, развертывание масштабных событий на большом пространстве и в течение длительного времени или весьма детализированное изображение явления, персонажа, проявлений и […]...
- Сатирические традиции Салтыкова-Щедрина в русской литературе Салтыков-Щедрин, несомненно, писатель гоголевской школы. Но существует и немалое различие в формах проявления юмора у двух крупнейших русских сатириков. Но справедливому наблюдению академика А. С. Бушмина, “если к гоголевскому юмору приложима формула “смех сквозь слезы”, то более соответствующей щедринскому юмору будет формула “смех сквозь презрение и негодование”. Глубочайший анализ общественно-политической жизни и человеческой психологии, беспощадный […]...
- Фацеции Переводная новелла в русской литературе ФАЦЕЦИИ (от лат. facetia – насмешка, острота) – сборник коротких анекдотов, комических рассказов, переведенный на русский язык в конце 1679 г. В науке принято латинское название сборника, в русских рукописях он называется “Повести смехотворны…”. В русскую литературу Ф. пришли через Польшу. Польский сборник “Фацеции, или Жарты польские” был составлен около 1570 г. на основе различных […]...
- Школьные сочинения по русской литературе для 5 класса Сравнение басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, […]...
- Акмеизм на рубеже XIX и XX веков в русской литературе Новый всплеск поэтического духа России связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы и с разнообразными модернистскими течениями, как следствие, появившимися в это время. Они были очень разнообразными как по форме, так и по содержанию: от солидного, насчитывающего несколько поколений и несколько десятков лет символизма до еще только нарождающегося имажинизма, от пропагандирующего “мужественно твердый […]...
- Отечественная война 1812 года в русской литературе Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников […]...
- Борьба идей в русской литературе в 18 веке Постепенно в русском обществе того времени складываются два враждующих между собой лагеря, борьба между которыми и определила всю общественную и культурную жизнь России первых десятилетий XIX в. Свободолюбивая молодежь сразу же столкнулась с реакционными защитниками феодальных порядков. Декабрист Якушкин в своих записках так говорит об этом времени: “В 14 году существование молодежи в Петербурге было […]...
- Тема подвига и самопожертвования в русской литературе Подвиг, самопожертвование могут восприниматься писателями по-разному. Человек совершает подвиг не только в исключительные моменты своей жизни, но и в семейно-бытовом, социальном, философском плане. Тема героического нашла широкое отражение в отечественной литературе. Особенно ярко она проявилась в произведениях, посвященных военной теме: ” Бородино ” Лермонтова, ” Василий Теркин ” Твардовского и др. Л. Н. Толстой впервые […]...
- Классики русской литературы 19 века. Типология уроков Русская реалистическая литература второй половины XIX века отличалась самобытностью и достигла высокого худ совершенства Исторические эпохи, как и люди, отличаются своей неповторимой индивидуальностью. Вторая половина ХIХ века в рус лит прошла под знаком решительной демократизации худ создания и напряженной идеологической борьбы. Качественно изменяется в эти годы сам пафос худ творчества: от вопроса “кто виноват?” рус […]...
- Прием антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX века План. I прием антитезы – главный принцип композиции романа ” Война и мир ” Л. Н. Толстого. II Наполеон и Кутузов – герои, составляющие полюса романа. Наполеон – олицетворение всего самого дурного в людях: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Г) Авторская характеристика; Герои тяготеющие к полюсу Наполеона: А) Элен и Анатоль Курагины. Б) Берг; […]...
- “Другая” проза: предвестие нового искусства в русской литературе В конце 1980-х годов литературовед Г. Белая в статье “”Другая” проза: предвестие нового искусства” задалась вопросом: “Кого же относят к “другой” прозе”? И назвала самых разных писателей: Л. Петрушевскую и Т. Толстую, Венедикта Ерофеева, В. Нарбикову и Е. Попова, Вяч. Пьецуха и О. Ермакова, С. Каледина и М. Харитонова, Вл. Сорокина и Л. Габышева и […]...
- Сочинение по русской литературе по рассказу “Бирюк” Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. “Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей”, – писал он. Пейзажная живопись Тургенева восхищает читателя. Толстой писал: “Одно, в чем он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет”. Природа у Тургенева […]...
- Проблематика произведений русской литературы XIX века Начало XIX века в жизни России ознаменовалось событиями, имевшими первостепенное значение для дальнейшей истории нашей родины. В 1812 году началась Отечественная война. Наполеон вступил в Россию как завоеватель, как захватчик. Война против него была для России в полном смысле борьбой за жизнь. Это была народная война. Чувство горячей любви к родине охватило широчайшие массы. “Каждая […]...
- Сочинение по русской литературе по думе “Побег трех братьев из Азова” Турецкая неволя-каторга своей печальной славой была известна на весь мир. Невольники не только проклинали землю турецкую, веру басурманскую, но и часто убегали из каторги “на тихие воды, на ясные звезды, в край веселый, в мир крещеный…”. Побег всегда был связан с огромной опасностью. Так, трем братьям, бежавшим из Азова, которые пробирались открытыми степями, оврагами, надо […]...
- Тема войны в русской литературе (“Донские рассказы” М. А. Шолохова) Война – это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все для победы над врагом, был ли это Батый или Гитлер. Находились во все времена предатели и трусы, но это […]...
- Герой-интеллигент в современной русской литературе по роману А. Битова “Улетающий Монахов” Сам Андрей Битов назвал свое произведение “роман-пунктир”. В романе прослеживается действительно пунктирно жизнь главного героя Алексея Монахова. А черточками пунктира служат его “романы”, то есть – любовные истории, или, скорее, одна повторяющаяся история, петляющая и блуждающая, вдруг заканчивающаяся смертью героини. Но нас интересуют черты героя, потомственного интеллигента, его путь, исследуемый автором, сначала – от института, […]...
- Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века Писать на историческую тему очень сложно. Дело в том, что задача автора в этом случае – донести и выложить перед читателем то, чему тот не был свидетелем, поэтому этот автор должен иметь огромное чувство ответственности за то, что он написал. Чувство это появляется обычно в том случае, если он был участником описанных им событий. В […]...
- Понятие “деревенская проза” в русской литературе В течение многих столетий Россия была по преимуществу страной крестьянской. Еще в 1897 г, городское население составляло всего-навсего 12,7% от общего числа российских граждан. Тогда думать и говорить о народе всегда означало думать и говорить о крестьянстве. Какие бы нравственные, эстетические, философские, а позднее и экологические проблемы ни поднимались русскими художниками, они чаще всего соотносились […]...
- Женские образы в русской литературе как олицетворение любви, жизни, счастья Однако характеры у этих героинь довольно разные. Софья – сложный для понимания человек. Противоречивость ее Характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья – это “…смесь Хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого Намека на идеи и убеждения. “…В собственной, личной ее физиономии Прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное”. Татьяна же была Женским идеалом […]...
- Античная лирика и отражение ее мотивов в русской литературе В 7 в. до н. э. героический эпос потерял руководящее значение в литературе, первое место стала занимать лирика. Это явилось результатом серьезных изменений, совершившихся в экономической, политической и общественной жизни греческого народа. Название “лирика” – греческое, происходит от названия струнного инструмента “лира” и предполагает исполнение песни под аккомпанемент лиры, как это видно в песнях Алкея, […]...
- Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев), поэт серебряного века русской поэзии Как поэт, Северянин находит себя в 1907 году, когда определил свое место в жизни: “Не изменяй намеченной тропы, и помни: кто, зачем и где ты”. Проходят годы, происходят великие события, из-за которых появляются новые, прекрасные строки. Когда идет первая мировая война, поэт чувствует приближающиеся потрясения: “Чем дальше, все хуже и хуже. Все тягостней, все больней. […]...
- Изложение по русской литературе на тему: Гений в сознании потомков Рушников продавалось немало. Правда, встречались и те, которые были вышиты совсем недавно. Они еще были теплы от кончиков пальцев вышивальщиц. Люди не могли распрощаться с искусством вышивания, хотя вышивка уже была не такой. В ней преобладало разнообразие тонов, терялась первозданная красота, лаконичность, образность мышления, присущие той или иной вышивальщице. На мое счастье, среди тех вещей […]...
- Полемика и критика вокруг комедии “Горя от ума” Грибоедова Полемизируя с утверждениями реакционного лагеря, Бестужев и близкие к декабристскому литературному кругу В. Ф. Одоевский и О. М. Сомов указывали на правдивость изображения в “Горе от ума” барской среды, на самобытность и оригинальность комедии, ее языка. В. Ф. Одоевский особенно подчеркивал оригинальность и русский колорит слога “Горя от ума”. “Точно так же справедливо ваше замечание, […]...
- Цитаты к теме о литературе и юморе Смехом исправляют характер. О. Бальзак Великие платят за искусство жизнью, маленькие – зарабатывают им на жизнь. Эмиль Кроткий Литература не подчиняется законам тления. Она одна не признает смерти. Г. Салтыков-Щедрин Можно было бы найти сотни доказательств того, что поэзия невозможна, если бы не то, что она существует. Ю. Лотман Ораторами становятся, поэтами рождаются. Гораций Где […]...
- Сокровища родного языка Народ, государство, язык – это понятия нераздельные. Без языка нет народа, и, наоборот, без народа не существует языка. Наш родной украинский язык – это язык Тараса Шевченко и Ивана Франко, Леси Украинки и Михаила Коцюбинского, Олеся Гончара и Лины Костенко… Наша гордость и наша красота – материнский язык, который тихо звучит над нашей колыбелью с […]...
- Основные источники богатства и выразительности русской речи Русский язык необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенное высказывание М. В. Ломоносова о русском языке: “Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, […]...