Образы футлярных людей в рассказах Чехова
В поздних произведениях Чехова автор становится более активным, усилилось сатирическое начало, беспощаднее становится суд писателя над людьми, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов, нарастает художественное мастерство. Эти перемены ощутимы в знаменитых рассказах Чехова 1898 года – “Человек в футляре”, “Крыжовник” и “О любви”, – связанных между собой и получивших название “Маленькой трилогии”. Эти рассказы посвящены исследованию трех основных сторон общественной жизни: в области власти –
Николая “недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и все копил и копил в банк”. Он женился на старой некрасивой жене, без всякого чувства, только потому, то у нее водились деньжонки, и под старость лет достиг желаемой цели. Ну что стало с этим человеком? Постарел, располнел, обрюзг. Это уже не робкий бедняга чиновник, а новоявленный барин; говорит он одни только истины и таким тоном, точно министр: “образование необходимо, но для народа оно преждевременно, телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы”. А по вечерам ест кислый, но зато свой собственный, не купленный крыжовник и все повторяет: “Как вкусно! Ах, как вкусно! Ты попробуй!” Иван Иванович удивлен: как много довольных, счастливых людей! Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… “…Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастливые, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои кости, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других”. “Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!” Но призыв, обращенный рассказчиком к собеседнику, остается неразделенным. В рассказе “О любви” живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к “футлярному” существованию. Они боятся всего, что могло бы открыть их тайну им же самим.
Героиня боится оставить семью – ее “футляр”, герой не уверен, что может предложить ей достойную жизнь. И лишь когда наступила разлука, он понял, как было мелко все то, что им мешало любить. Люди “маленькой трилогии” многое понимают. Они осознали безысходный тупик “футлярной жизни”. Но их прозрения чуть-чуть запаздывают. Жизнь никак не меняется. “Футлярность” – это обозначение косности, неспособности личности выйти за пределы стандарта и предписаний. Показывая несостоятельность всех старых устоев русской жизни, Чехов не скрывает трудностей, которые подстерегают Россию на пути обретения духовной свободы.