Образ и характер главной героини повести Г. Квитки-Основьяненко “Маруся”
Каждый народ, как известно, имеет свои обычаи, свои понятия о быте и, вообще о жизни. Имеет их и украинский народ. Поэтому не стоит удивляться, когда читаешь об этом в оригинальной повести Г. Квитки-Основьяненко “Маруся”. Я листаю ее страницы и все-таки удивляюсь, сколько там описаний, которые с присущей для Квитки-Основьяненко реалистической манерой изобразили яркие картины из быта украинского народа. Вот возникает передо мной Маруся.
Автор рассказывает не только о ее губках и носике, а выписывает каждую деталь ее внешности, каждый
Кажется, что еще минута, и ты сам пойдешь в круг, чтобы станцевать “дрибушки” или “полуприсядки”. Движение, темперамент или плавность – все талантливо охвачено автором. На основании таких описаний можно восстановить само движение танца или приготовить упомянутые в произведении кушанья, пошить соответствующую одежду. Просто удивляешься, как в такой небольшой по объему повести можно было обо всем рассказать, причем рассказать подробно, до наименьших мелочей. Не забыл Квитка-Основьяненко изобразить и украинскую природу. Чтобы усилить рассказ о любви в душах Василия и Маруси, автор подает картину утра через пробуждение пары соловушек. А как взволнованно звучит описание восхода солнца: “…Зазолотились и верховья деревьев по лесам… и вот золотой по ним песок сыплется по дереву ниже, все ниже… Все стихло… Чего-то ждет!.. Стало выныривать из земли… что? И мир, и огонь, и красота…”. В духе украинском изображены и главные герои. Взять хотя бы саму Марусю: “На все село была и красивая, и умная, и богатая, обычная, и еще к этому тихая, и смирная, и всякому покорная”. Автор изобразил идеал сельской девушки, да еще и имя ей выбрал такое, которое чаще всего можно было услышать на селе. – Маруся. Еще одной чертой этой девушки является трудолюбие. Все время она работает: и в доме, и даже с отцом едет в поле. Автор восхищается Марусиным характером и хозяйственностью, как, наверное, восхищались этими чертами тогдашние крестьяне. А как ведут себя Маруся и Василий при своих встречах. Чего достойны эти реалистические детали в изображении смущения молодой пары при внезапном появлении третьего лица! Сколько в них знания и психики, и привычек сельской молодежи. С большим мастерством, выписывая каждую деталь, Квитка-Основьяненко изображает смерть и похороны Маруси. Мы видим здесь и какие действия выполнял поп, как причитали над покойной, сколько было людей, как хоронили девушку. Ныне невозможно сравнить жизнь и быт крестьянина с тем, что существовали много лет тому назад. Кто хочет узнать о жизни, обычаях, ритуалах украинцев, может прочитать повесть Г. Квитки-Основьяненко “Маруся” и в ней увидеть неуловимый украинский колорит тогдашнего общества.