О Сурикове из кн. “Твоя палитра” (Каменева)

Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие. Когда Суриков приступил к работе над “Боярыней Морозовой”, он прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль, в храм Василия Блаженного. Он говорил: “Я на памятники, как на живых людей, смотрел, – расспрашивал их: “Вы видели, вы слышали, вы свидетели”.

В создании картины очень много помогли художнику воспоминания детства. Суриков родился в Сибири, в городе Красноярске.

Он был потомком сибирских казаков, пришедших когда-то сюда с Дона под водительством Ермака. В детстве мальчик слышал много старинных преданий и рассказов. Тогда же он впервые услышал и историю боярыни Морозовой.

В то время в Сибири еще сохранились черты русского быта XVI и XVII веков: старинные обычаи, песни, одежда. И эти черты художник воплотил в своей картине.

А сколько Суриков работал над образом каждого героя своей картины!

Художник посещал молитвенные дома старообрядцев в селе Преображенском под Москвой. “Там в Преображенском все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.

Нравилось им, что я казак и не курю”.

Дольше всего искал Суриков образ самой боярыни.

Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. Ее лицо поразило его – это было то, что он искал. Суриков написал этюд с нее за два часа. Этюд – это небольшая по размеру картина, написанная красками. В нем художник работает над какой-нибудь отдельной частью своей будущей картины. По первому этюду художник создал потом другой, окончательный вариант, который хранится в Третьяковской галерее. Он называется “Голова боярыни Морозовой” . Суровое лицо боярыни будто освещено внутренним огнем.

Без конца писал Суриков этюды зимы… “Все с натуры писал: и сани, и дровни. Мы на Долгоруковской жили… Там в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней много… Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнешь колею писать”.

Так работал Василий Иванович Суриков. Он шутил над собой, говоря: “Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял “.

Кроме того, большое значение в работе художника имеют накопленный опыт, различные воспоминания, или, как часто говорят, ассоциации. И чем больше впечатлений и наблюдений откладывается в душе и памяти художника, тем ярче и глубже его искусство. Когда художник работает над картиной, то эти ассоциации вдруг возникают, иногда совсем неожиданно для него.

Суриков в “Боярыне Морозовой” долго искал сочетания черного цвета платья Морозовой и белого снега. В поисках этого цветового решения он вспомнил, как сильно поразил его когда-то контраст – черная ворона на ослепительно белом снегу.

Перспектива и композиция позволили художнику “построить” и уместить на полотне все, что он хотел изобразить, а светотень и колорит помогли передать бесконечно разнообразный и живой мир.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

О Сурикове из кн. “Твоя палитра” (Каменева)