Некрасов и Белинский

В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни

Некрасова: он познакомился и вскоре подружился с Белинским. К тому

Времени великий критик находится в центре литературного движения эпохи и

Его мировоззрение приобретало уже революционно-демократический характер.

Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он

Угадал в Некрасове незаурядного человека и всячески способствовал развитию

Его таланта. Великий критик приобщал Некрасова к интересам, которыми жила

В те годы лучшая часть

русской интеллигенции, помог ему стать передовым

И просвещенным деятелем. ” Белинский видел во мне, _ вспоминал Некрасов, _

Богато одаренную натуру, которой недостает развития и образовония. И вот

Около этого то и держались его беседы со мною… имевшие для меня

Значение поучения.”

Некрасова многое роднило с великим критиком. В своих

Многочисленных критических статьях и рецензиях, печатавшихся на страницах

Газет и журналов того времени, Некрасов, как и Белинский, выступал против

Литературы, стоявшей на страже существующих порядков, и приветствовал

Появление произведений,

героями которых становились “нередко люди, которых

Привычки грубы, страдания обыкновенны до пошлости, страсти

Неблаговоспитанны, в которых нет ничего романтического и привлекательного,

Скорей много отталкивающего”. Но теперь в результате постоянного общения с

Белинским, продолжительных бесед с ним по самым различным вопросам – от

Литературных до общественно-политических – взгляды Некрасова приобрели

Определенную стройность и цельность. Он окончательно переходит на позиции

Реализма и становится убежденным демократом и страстным пропагандистом

Идей “натуральной школы”. Позднее Некрасов так говорил о благотворном

Влиянии Белинского на формировоние своих взглядов:

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе…

(“Медвежья охота”)

По словам Ф. М. Достоевского Некрасов “благоговел перед Белинским и,

Кажется, всех больше любил его за свою жизнь”.

Белинский внимательно следил за творчеством Некрасова, помогал

Советами, старался привлечь его к более активному сотрудничеству в

Журнале “Отечественные записки”, где возглавлял критический отдел. Однажды

Некрасов прочитал Белинскому и его друзьям стихотворение “В дороге”, в

Котором говорилось о печальной судьбе простой крестьянской девушки,

Воспитанной в барском доме, а затем выданной замуж за темного, но по-

Своему доброго парня-ямщика. Послушав стихотворение Белинский, по словам

И. И. Панаева, обнял Некрасова и со слезами на глазах сказал: “Да знаете ли

Вы, что вы поэт – и поэт истинный?”

Отныне каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке

Белинского как событие. Некрасов стал первым поэтом, в творчестве которого

Находили свое отражение важнейшие принципы “натуральной школы” : интерес

К жизни простого народа – и в первую очередь трудового крестьянства и

Городских низов, – ненависть к крепостному праву, ко всякого рода

Бюрократам, взяточникам, помещикам-самодурам.

Одно за другим появляются стихотворения Некрасова о крестьянской

Жизни: о судьбе “мужика – вахлака”, который осмелился полюбить дворянскую

Дочь (“Огородник”), о бедняке которому уготована одна дорога – “К кабаку”

(“Пьяница”), о сельской красавице, которую ожидает горькая доля русской

Женщины (“Тройка”). Одновременно поэт с гневом пишет и чиновнике, который

Ради карьеры не гнушается никакими средствами и доползет ужом “до хорошего

Местечка”, купит дом и схватит нужный “крупный чин” (“Колыбельная

Песня”), об алчном и лицемерном буржуа-накопителе (“Современная ода”).

В середине 1840-х годов начинается активная деятельность Некрасова

Как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором. Он почувствовал,

Что прошло время более тесно сплотить ряды передовых русских литераторов,

Объединить их вокруг одного печатного органа с единой идейной и

Художественной платформой. И в этом его поддержал и оказал самую

Существенную помощь Белинский. В 1844 – 1845 годах Некрасов выпустил два

Тома альманаха “Физиология Петербурга”, а в 1846 году “Петербургский

Сборник”.

Альманахи, подготовленные Некрасовым, открыли русскому читателю

Неведомые ранее стороны российской действительности, познакомили с новыми,

Почти не встречавшимися в литературе героями (дворники, прачки, шарманщики

И др.), обострили внимание к социальным вопросам. Кроме того, некрасовские

Альманахи дали возможность представителям “натуральной школы”, лучшим

Писателям гоголевского направления выступить единым фронтом, заявить о себе

Как о главной, ведущей силе в русской литературе.

Альманахи “Физиология Петербурга” и “Петербургский сборник” были

Тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в

Лице Белинского.

Успех окрылил Некрасова, и он задумал новое литературное

Предприятие – издавать свой собственный журнал, который должен был стать,

По его мнению, оплотом передовой русской общественной и литературной

Мысли. По замыслу Некрасова, новый журнал должен был вести борьбу с

Крепостничеством, с основонием самодержавного строя и с реакционной

Литературой. С помощью друзей поэт вместе мс писателем И. И. Панаевым в

Конце 1846 года взял в аренду журнал “Современник”, основанный еще А. С.

Пушкиным.

Первый номер обновленного “Современника” вышел из печати в январе

1847 года. Это было событие огромного общественного и литературного

Значения. В России появился наконец журнал, открыто выступавший за

Освобождение крестьян и возглавлявший борьбу лучших сил передовой русской

Интеллигенции против мерзостей “гнусной российской действительности”

(В. Г. Белинский). Направление “Современника” было охарактеризовано

Белинским в статье “Взгляд на русскую литературу 1846 года”,

Опубликованной уже в первом номере некрасовского журнала. В ней

Говорилось: “Если бы нас спросили, в чем состоит отличительный характер

Современной русской литературы, мы отвечали бы: в более и более тесном

Сближении с жизнью, с действительностью…”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Некрасов и Белинский