Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения (сочинение по тексту, пример творческого сочинения)?
Русский язык поистине великий и могучий язык! Не согласиться с этим трудно, даже нельзя. Кто – то возразит: “Эпитеты поистерлись, вышли в тираж, превратились в трюизм”. Настаиваю, слова “великий и могучий” здесь отнюдь не тривиальны. Попробую доказать верность утверждения на примере функциональных особенностей многоточия. Говоря о богатстве любого языка, мы подразумеваем не только богатство его словарного запаса, многообразие синтаксических и стилистических средств выразительности в устной и письменной речи, но и совсем незаметную
Словарь С. И. Ожегова дает следующее толкование данного знака: “Многоточие – это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, а так же ряд точек, обозначающий пропуск в тексте”. Безусловно, определение точное и
Повторное употребление многоточия, которое завершает следующий диалог, открывает новые, на мой взгляд, смысловые регистры пунктограммы. На замечание рассказчика, что парашют “слишком мал для тебя”, мальчик отвечает: “За простыню всыплют по первое число. Мне и за наволочку всыпали<strong>…</strong>” (17 – 18). Сколько невысказанной грусти несет в себе заключительное троеточие. В нем все: и взрослая серьезная рассудительность, и грусть, и горькая обида на взрослый мир, который “связан множеством страхов” и поэтому не хочет заглянуть в душу юного героя, понять его чувства. Сила опасного увлечения юного парашютиста прорывается и в 21 предложении: “Можно и с маленьким прыгать<strong>…</strong> если небо,- сказал он в защиту своего парашюта” (21). Так и хочется продолжить за автора: …если небо у тебя в душе, если ты родился с крыльями, если своими делами и поступками опровергаешь мысль о том, что “рожденный ползать, летать не может”. Юный герой – вольный буревестник: “- А на пятом этаже есть небо? – Я не прыгал с пятого этажа<strong>…</strong> пока” (24, 25). Для него нет и не может быть границ. Сердце, которое стремится ввысь, небо, которое живет в сердце, мысли, которые, в прямом смысле, “витают в облаках” – вот, что составляет силу удивительного обаяния главного героя рассказа, показывает настойчивость и целеустремленность характера мальчика. Эти же мысли раскрывают другие строки рассказа (и тоже с многоточием): “- Что думаешь делать, – кивнул я на парашют. – Еще прыгну<strong>…</strong> Только он не действует без неба” (33 – 35).
Найдет ли отважное сердце небо, выстоит ли в холодном мире взрослых? Превратится ли мечта мальчика в жизнь, не разменяется на множество других, более соблазнительных и коварных “мечт”? Ответ один: и найдет, и выстоит, и превратится, потому что в сердце юного героя уже с рождения живет любовь к НЕБУ И СВОБОДЕ. Подводя моему исследованию, можно сказать, что, безусловно, многоточие не просто безликая пунктограмма. По воле автора она несет в себе огромные, бесконечные (и невыразимые) оттенки значения. Новым аккордом врывается она в чувственную мелодику повествования. Без многоточия произведение в целом лишилось бы удивительной проникновенной глубины, выразительности и мудрости. Данная пунктограмма раскрывает подтекст произведения, показывает скрытые чувства и переживания главного героя: его стремление к внутренней душевной свободе, желание летать и быть свободным от ненужных условностей бытия.