Многозначность образа Христа в финале поэмы “Двенадцать”
Блок встретил революцию восторженно и упоенно. В статье “Интеллигенция и революция”, напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: “Что же задумано? Переделать все… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию”.
В январе 1918 года Блок создал свою знаменитую поэму ” Двенадцать “. Верный своим исконным представлениям о “России-буре”, поэт понял и принял революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен испепелиться весь старый мир без остатка:
Мы
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!
Поистине великолепен найденный Блоком сильный, смелый, свежий образ рухнувшего мира:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Сама революция показана в поэме в обобщенно-символическом образе вселенского ветра, метели, врывающейся в жизнь людей:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
В основе произведения – революционный конфликт, борьба старого и нового. Герои
Красногвардейцев ведет ненависть, а не любовь к людям. Они не приобрели еще себе нового Бога, а веру в старого уже потеряли. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство. Только после этого потрясения красногвардейцы понимают истинное свое предназначение, осознают свою ответственность за судьбу страны. Выявляя “музыку” происходящего, автор широко применяет средства звуковой инструментовки стиха, особый ритм поэмы, который от вихря переходит к маршу.
Однако, до самого конца, “двенадцать” идут “без имени святого”, а значит, не понимая и не принимая окончательно идеалов новой жизни. И тогда Блок выводит в финальной главе образ Христа, который возглавляет с красным флагом в руках победный марш красногвардейцев.
Необычно появление такого образа в поэме, где звучит тема революции, где совершается убийство женщины, но, в то же время, нельзя отрицать логичности и органичности его возникновения.
Рисуя Христа, Блок исходил из своих субъективных представлений о раннем христианстве как о бунтарской силе, сокрушившей в свое время старый языческий мир. Для Блока образ Христа – олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, назначение этой новой веры – в служении обновлению жизни. Образ Христа – это, прежде всего, высокий нравственный идеал, способный привести людей к желанной гармонии. Он несет в себе Добро, Любовь, Красоту. И Блок, руководствуясь именно этими нравственными ценностями, находит воплощение своего идеала в Христе. Блоковский Христос вбирает в себя все многообразие свойств, присущих идеальным образам поэзии Блока:
…Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
Таков конец поэмы: возвышенный и светлый. Если начало ее было представлено в цветовых контрастах, а ее ход был окрашен исключительно черным цветом, то здесь главным цветом становится белый – символ высшей духовности. У Христа “белый венчик из роз”. Это необычно, потому что в традиционном изображении Христос являлся в терновом венце, что символизировало его муки и страдании. Белый цвет – символ святости, чистоты и непорочности, а ведь именно эти черты воплощает Христос.
Но образ Христа все же вносит противоречие в пламенную революционную музыку поэмы.
Блок воспринял революцию как вселенский пожар, который должен был принести за собой желанное обновление. Неслучайно, что после 1918 года он не написал ничего существенного до самой смерти в 1921 году. Блок был разочарован оттого, что революция не явилась тем, что он в ней хотел увидеть. По выражению самого поэта, причиной тому стало “социалистическое строительство”.