Мечта Радищева о будущем Отечества
Революция – наивысшее выражение творческих возможностей народа. Именно потому в Городне путешественник обращается с прямым призывом к крепостным поднять восстание. Этот призыв к мятежу полон великой радостной веры в победу народа, в создание им своими силами новой государственности, новой культуры, “народным правлениям приличных”. Вот эти вдохновенные слова путешественника: “О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ
…Отгремят годы революции, и народ создаст свое правительство. “Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени”. Интересы народа, забота о его благе – вот что будет
Веря в революцию, Радищев на основе изучения реальных условий современной ему России твердо знал, что еще нет нужных обстоятельств, что еще “не пришла година” славной победы. Оттого, воистину пророчески он писал в “Путешествии”: “Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие”. Пушкин, хорошо знавший “Путешествие из Петербурга в Москву”, справедливо назвал его “сатирическим воззванием к возмущению”. В своей мятежной книге Радищев идейно осмыслил колоссальный опыт народа в его неутомимой многовековой борьбе за свою свободу, высказал веру в неизбежную победу русской революции. Революционные убеждения писателя определили его художественное новаторство в изображении русской жизни и русского народа. Вот почему эта книга была нужна русским людям и борцам за свободу и писателям. Превратив жанр “путешествия” в своеобразный воспитательный роман, Радищев совершил художественное открытие. Вот почему многие писатели, и прежде всего Пушкин и Гоголь, по-своему оценили и восприняли опыт Радищева. В романе ” Евгений Онегин ” появилась глава “Путешествие Онегина “, которая должна была сыграть важную роль в идейном возрождении главного героя романа. Сюжет ” Мертвых душ ” развивается с учетом опыта жанра “путешествий”.
Ссылая Радищева в далекий сибирский острог Илимск, Екатерина II была уверена, что он, не выдержав тяжелого пути, умрет по дороге. Так бы и случилось, если бы не вмешательство друга Радищева графа А. Р. Воронцова. Он добился от императрицы, чтобы она приказала снять с осужденного кандалы, а затем послал своего гонца по пути следования с письмами к губернаторам с просьбой, чтобы они создали Радищеву сносные условия передвижения и жизни на месте ссылки, обещая им взамен свое покровительство. В ноябре 1796 года умерла Екатерина II, и начал царствовать ее сын Павел. Он переменил место ссылки Радищева – из Илимска его перевели под Москву, в отцовскую деревню Немцове, где он прожил до 1801 года. Новый император, Александр I, вступив на престол, пообещал обществу создание новых законов. Он объявил политическую амнистию, освободил Радищева, вызвал его в Петербург и назначил, по рекомендации вошедшего в силу А. Р. Воронцова, в Комиссию по составлению новых законов. Вернувшись в столицу, Радищев сновой энергией принялся за работу. Но скоро он увидел, что обещания Александра были ложью. За попытки отстоять свое мнение в комиссии ему пригрозили новой ссылкой. Но ни угрозы, ни преследования не сломили больного Радищева. Не желая смириться, он решил покончить с собой. В 9 часов утра 11 сентября 1802 года он выпил стакан сильного яда – азотной кислоты. В ночь на 13 сентября Радищев умер в тяжелых мучениях.
Самодержавие наложило запрет на имя Радищева и на его революционные произведения – оду “Вольность” и “Путешествие из Петербурга в Москву”. Но несмотря на это, они получили широкое распространение в списках и были известны многим читателям. Уже в 1790-е годы начали появляться рукописные списки “Путешествия”. Особенно интенсивно новые списки создавались и распространялись в первую половину XIX века. Видимо, в обращении находилось несколько сотен таких списков. До нас дошло более 60 списков “Путешествия”.
Передовые Общественные деятели и писатели неоднократно пытались переиздать “Путешествие” или перепечатать некоторые главы. В 1805 году в журнале “Северный вестник” была перепечатана глава “Клин”. В 1806-1811 годах сыновья Радищева издали Собрание сочинений отца в шести томах, но без “Вольности” и “Путешествия”, которые запретила цензура. Пушкин отлично знал сочинения Радищева, имел собственный экземпляр “Путешествия”. В 1817 году, вслед за радищевской одой “Вольность”, он пишет свою оду “Вольность”. В 1833-35 годах он пишет “Путешествие из Москвы в Петербург”, включая в свою книгу большие отрывки из радищевского “Путешествия”. В 1836 году в стихотворение “Памятник” он включает строфу, в которой открыто говорилось о том, что шел он по пути, проложенному Радищевым:
И долго буду тем любезен я народу, Что звуки новые для песен я обрел, Что вслед Радищеву восславил я свободу И милосердие воспел.
Русская революционная общественность не добилась права напечатать оадищевское сочинение в России. Тогда Герцен издает “Путешествие из Петербурга в Москву” в Лондоне (1858). В течение второй половины XIX века в России предпринимались вновь и вновь попытки издать запретную книгу. Наконец в 1868 году формально запрет на ее издание был снят. Но практически положение не изменилось. В том же 1868 году купец Шигин издал “Путешествие”, но его разрешили выпустить только потому, что оно было безобразно искажено – из книги изъяли вес страницы, где обличались самодержавная власть и крепостнические порядки, все революционные суждения автора. В 1888 году Суворин издал “Путешествие” в количестве 100 экземпляров. Разрешение было дано только ввиду ничтожного тиража. Через год, также незначительным тиражом, “Путешествие” вышло в составе V тома издания А. Е. Бурцева “Дополнительное описание библиографически редких, художественно-замечательных книг и драгоценных рукописей”.
Только революция 1905 года окончательно сняла запрет с мятежной книги. В том же году вышло полное издание “Путешествия” Радищева. С тех пор оно издавалось многократно – и отдельно и в составе Собрания сочинений Радищева.
…Далекой историей стало время, когда жил Радищев. Но жива память о нем – мужественном человеке и мыслителе, пророке и мученике революции. Жива и бессмертна память сердца свободного и благодарного народа.