Логические схемы и конспекты на уроках зарубежной литературы
С развитием компьютеризации, телевидение общество теряет читателя художественной литературы. Современная молодежь отдает предпочтение Интернету, видеофильмам (часто сомнительного качества и содержания), а классическая литература (конечно, не массовая, бульварная), не входит в круг ее увлечений. Это парадоксально: возникает дисгармония в умениях, знаниях и общих качествах человека. Но, к сожалению, это факт. И с этим приходится сталкиваться прежде всего школьному учителю литературы.
Ведь нежелание читать, отсутствие необходимого количества
Поискав в сундучках бабушек, можно найти очень простые, но действенные способы обучения. Конечно, большинство материала было доступно учителю (таблицы, раздаточный материал), но можно вспомнить и самодельные наглядные пособия – те же самые таблицы, макеты. Конечно, восприятие зависит не только от ряда средств обучения – т. е. возбудителей, а и от самого субъекта, который воспринимает, конкретного живого человека: в восприятии всегда в той или другой мере проявляются индивидуальные особенности личности, которая воспринимает. Известно, что в результате демонстрирования усваивается около 30% материала (“Пирамида усваивания”). Поэтому схемы (своеобразные бывшие таблицы), в которые сокращенно “запрятан” материал, помогут решить круг проблем, которые возникают в работе учителя литературы:
– Как провести урок литературы при ограничении художественных произведений?
– Как сделать материал доступным ученикам, которые не знают содержания произведений?
– Как сократить время для объяснения нового материала?
– Как достичь наиболее крепкого запоминания учениками темы?
– Как повысить эффективность самостоятельной работы учеников на уроке?
– Как организовать контроль знаний учеников, учитывая возраст и умственные особенности учеников (индивидуально-дифференцированный подход)?
– И вообще – как сделать урок действующим, эффективным?
Все эти проблемы можно решить, применяя в работе логические схемы, конспекты (далее ЛСК), которые называют еще опорными схемами-конспектами (ОСК) или опорными схемами (ОС). Опыт многих учителей показал, что использование ЛСК на уроках литературы разрешает ученикам свободнее ориентироваться (во время анализа художественного произведения) в проблемных ситуациях, усваивать обзорные темы, строить заключения, давать характеристику героям. Объясняя материал, учитель опирается на ЛСК, которая находится перед глазами учеников и сознательно или бессознательно откладывается в памяти. Сложные понятия, распространенные соображения на ЛСК показано в сокращенной, доступной для учеников форме. Это своего рода план сообщения, который помогает поэтапно воспринимать, усваивать, а потом воссоздавать материал. Слово учителя (или ученика, который выполняет роль учителя, уча одноклассников), подкрепленное демонстрированиям, на 90% обеспечит эффективность, результативность урока. Опорная схема есть и средством проверки знаний учеников. Ученик, который не в возможности (уму, другие особенности) анализировать произведение, с помощью схемы управится с задачей, как с подсказкой.
Следующая проблема, которую можно решить с помощью ЛСК, – это развивающее обучение. Составляя собственные схемы, ученик, во-первых, учится считывать схемы-коды, во-вторых – кодировать, схематизировать материал, т. е. с объемного, распространенного, не всегда понятного, делать компактное, в котором лишь главное и ничего лишнего. Легче учить других, имея вот такой план, схему сокращения. Своими схемами пользуются ученики во время взаимодействия типа “ученик-ученик” (интерактивные формы работы). Ведь, за данными “Пирамиды усвоения”, обучение другим и немедленное применение усвоенного обеспечивают эффективность на 90%.
Умение логически мыслить – это не только важный компонент в процессе обучения. Разбираясь в схемах, учась “чтению” ЛСК или, наоборот, созданию их, человек формирует в себе умение находить связи между компонентами (“Почему именно так?”, “Что за чем?”, “Что это значит?” и “Как это сделать?”). Анализируя ЛСК, ученик воссоздает в своем сознании конкретные двойники того, что закодировано в схеме. Эти связи формируются выборочно – “Что понял?”, “Как понял?” Формируется, развивается ассоциативное мышление – это еще один позитив использования ЛСК. Логическое, ассоциативное, образное мышление – это результаты, которые также приобретаются в процессе работы из ЛСК. Память, запоминание – процессы, необходимые для формирования личности.
ЛСК “Модернизм в мировой литературе XX столетия”
1. Возникновение и содержание понятий “модернизм”, “авангардизм”.
2. Подпочва, на которой базируются литературные и художественные поиски путей самовыражения.
3. Модернистское и авангардистское течения – общее и индивидуальное.
4. Ваши дополнения, изменения в ЛСК. Как бы вы построили схему?
ЛСК “Д. Свифт. “Странствования Гулливера””
1. Средства комического в произведении. Привести пример.
2. Цель, которую ставил перед собой Д. Свифт, начиная работу над романом “Путешествие Гулливера к Лилипутии”.
3. “Лилипутия – это Англия сквозь уменьшительное стекло”. Докажите или опровергните эту мысль.
4. Объясните форму изображения темы на ЛСК (человек – глаза, нос, губы, шляпа).