Лирика природы в произведениях Пушкина
Среди стихотворении Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силон и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота.
С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарово, любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе “Евгении Онегин “.
Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихни, мощи и гордой красоты, т. е. таких качеств, которые особенно привлекают поэта. Этими качествами в восприятии романтически настроенных современников
В строфах, посвященных Наполеону, Пушкин ясно не говорит о своем отношении к нему. Но раньше в стихотворении “Наполеон” (1821) поэт охарактеризовал его как тирана, презирающего человечество, как “смирителя” революции и свободы.
В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого английского поэта, как гениальность (“умчался гений”), свободолюбие (“исчез, оплаканный свободой”), неукротимый дух борца (“как ты, могущ, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим”). В “опустелом мире” свободолюбивый борец за благо людей чувствует себя одиноким. В стихотворении раскрывается романтическая тема одиночества поэта в мире.
Горечь и протест звучат в строках, обобщающих размышления о “судьбах людей” в мире:
Судьба людей повсюду та же: Где благо, там уже па страже Иль просвещенье, иль тирам.
На пути к свободе людей стоят стражами или ложная культура господствующих классов, или тираны.
Романтическому характеру стихотворения соответствует и приподнятость тон;”, речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, оценочными эпитетами и метафорами. Стихотворение “К морю” было прощанием Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой. С переходом поэта к реалистическому творчеству изменяется и характер изображения им природы. В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную, но милую его русскому сердцу красоту и поэзию родной природы. Таковы его стихотворения: “Зимний вечер”. “Зимняя дорога” (1826). “Зимнее утро” (1829), “Туча” (1835), “Вновь я посетил…” (1835) и другие.
Лексика, синтаксический строи речи, интонация стиха приобретают у Пушкина в конце 20х и в 30х годах иной характер – более простой, предельно реалистический и народный. Показательно в этом отношении различие в описаниях одной и той же картины окрестностей Михайловского, данных в стихотворениях “Деревня” (1819) и “Вновь я посетил…” (1835). Проше и задушевнее по тону дано описание этой же картины в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835):
Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим – и глядел На озеро… Оно синея, стелется широко