Герой романа “Обыкновенная история”
Герой романа Александр Адуев живет в то переходное время, когда безмятежное спокойствие дворянской усадьбы оказалось нарушенным. Звуки городской жизни с ее лихорадочными темпами все настойчивее и чаще врываются в ленивую тишину маниловских гнезд и пробуждают провинциальных мечтателей. Там, в городе, перед ними открываются какие-то туманные, но широкие и заманчивые перспективы. Иным они обещают славу, другим – чины и ордена, третьим деньги, заводы и фабрики. Дремлющие силы усадебных романтиков под влиянием толчка извне пробуждаются.
Александр
Александр не предвидел, какой трудный путь поисков и разочарований предстоит ему впереди. Он пишет стихи и мечтает о славе поэта. Но дядя отдает его романтические стихи… слуге на оклейку комнаты. Александр Адуев мечтает о родственной привязанности и о вечной дружбе. Однако даже со стороны дяди он
Так жизнь постепенно отрезвляет Александра Адуева. На помощь жизненным урокам приходят практические нравоучения дяди. Прошло десять – Двенадцать лет – и мы видим Александра в роли преуспевающего дельца. Поэта, как показало время, “обыкновенный ждал удел”. Отрезвившись от юношеских иллюзий, он добросовестно служит и стоит на пути к удачной карьере. Он пополнел, оплешивел и с достоинством носит внушительное брюшко и орден на шее. Наконец, у него есть богатая незеста, которая принесет ему пятьсот крепостных душ и триста тысяч денег. С ним происходит “обыкновенная история” – история превращения восторженного романтика в трезвого чиновника, уравновешенного дельца.
В образе Александра Адуева, по словам Гончарова, нашла отражение “вся праздная, мечтательная… сторона старых нравов, с рбычными порывами юности – к высокому, великому, изящному, к эффектам, с жаждою высказать это в трескучей прозе, всего более в стихах”. Все это, по словам автора, уже отживало и уходило в прошлое. На смену патриархальным нравам времен Владимира Ленского в 40е годы приходили иные нравы, иные требования. Черты этого нового, капиталистического развития отразились в образе Петра Адуеза-дяди Александра.
Петр Адуев прежде всего человек дела, а не фразы. “Он достиг значительного положения в службе, он директор, тайный советник, и, кроме того, он сделался и заводчиком”.
Каждое движение своего сердца Петр Адуев подчиняет контролю рассудка и требованиям материального расчета. У него деловой подход к людям. Даже приемы гостей у него носят деловой характер: “Что же даромто кормить!” Дружба, любовь, брак, слава, поэзия – все это, с его точки зрения, высокопарные слова и понятия, которые очень нетрудно перевести на простой язык жизни.
У этого чиновника-бюрократа и холодного дельца есть и свои положительные качества. Он культурный человек: владеет двумя иностранными языками, знает наизусть Пушкина, любит театр, имеет коллекцию прекрасных картин и пр. В его характере сочетаются две стороны просвещенного дельца новой эпохи: энергия и культурность.
Тем не менее все ли в Петре Адуеве так гармонично, как думает он сам? Оказывается, нет. Он богат, влиятелен в обществе. И все же какая-то внутренняя неудовлетворенность чувствуется в его словах, обращенных к племяннику в эпилоге романа: “Я сказал бы тебе: продолжай идти во всем по моим следам, только…”. В этом только звучит печальное признание. Действительность показала, что его рассудочный жизненный идеал, лишенный мечты и чувства, не выдержал проверки в семейном быту.
В образе Петра Адуева нашел сочувственное отражение тип дельцов, появившийся в период ломки феодальных устоев и роста буржуазных отношений.
Социальный смысл романа, следовательно, и заключался, с одной стороны, в разоблачении фальши адуевского романтизма, являвшегося тормозом на пути буржуазного развития, а с другой – в пропаганде деловитости и инициативы, хотя Гончаров видит и изнанку буржуазного быта: оскудение человеческой личности, охваченной погоней за деньгами.
Уже в 1849 г. были готовы первые главы романа, и одна из них, “Сон Обломова”, в том же году появилась в “Литературном сборнике” журнала “Современник”. Восторженное одобрение, которое эта глава встретила среди читателей, должно было бы, казалось, побуждать Гончарова к энергичной работе над романом, однако целый ряд обстоятельств помешал этому.