Феномен Корчагина и проблемы эволюции героев

Наиболее обстоятельно в настоящее время изучены такие вопросы в этой теме, как особенности развития горьковских традиций в творчестве Н. Островского1; своеобразие освоения гоголевской стилистики, гоголевской метафоричности в романе “Как закалялась сталь”; интересное решение вопроса пушкинской стилистической традиции у Н. Островского предложено Л. И. Тимофеевым в его работе “Метод и индивидуальный стиль (Н. Островский )”.

Что же касается ракурса темы, избранного А. Приймой в его статье “Преодоление. Феномен Корчагина и проблемы

эволюции героев схожей ситуации”, то к числу произведений, рассмотренных в этой работе, следует отнести и “Слепого музыканта. (Этюд)” (1898) В. Короленко. Хотя, в отличие от проанализированных критиком книг, “Слепой музыкант” и не является свидетельством прямого самовыражения художника, не содержит автобиографического момента. Тем не менее поведанная в этом этюде история трагической болезни, поиски героем смысла жизни, отданная искусству, решающая роль в возрождении человеческих сил – все это открывает близкое фабульное сходство произведений В. Короленко и Н. Островского. Но для истории литературы
важны в данном случае не только предметные аналогии сами по себе. Художественные решения, к которым пришли авторы этих книг, позволяют сделать наблюдения над национальными особенностями осмысления этой темы в русской литературе и вместе с тем увидеть более отчетливо те открытия, которыми обогатил литературу Н. Островский.

Бесспорно, герой “Слепого музыканта” и Павел Корчагин в, “Как закалялась сталь” проживают разную жизнь: материально обеспеченную, оберегаемую от всех внешних тревог в произведении В. Короленко и, наоборот, потребовавшую для истории буквально всех сил героя (“ожесточенная буря классовой борьбы сожгла все, что может носить тело”) в романе Н. Островского.

Да и характер писательских наблюдений во многом разнится между собой. Значительная часть повествования у В. Короленко сосредоточена на буквально врачебной пристальности автора к физическому состоянию героя: писатель сосредоточенно следил за тем в жизни героя, как природа перестраивала его систему органов чувств, обеспечивая ему полнокровную связь с окружающим миром. Все происшедшее с героем интересовало В. Короленко как одна из загадок природы: “Самая причина несчастья скрыта где-то в глубине таинственных и сложных процессов жизни”1. “Основной психологический мотив этюда,- говорил о “Слепом музыканте” В. Короленко,- составляет инстинктивное, органическое влечение к свету. Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение”.

У Н. Островского нет этого плана повествования. Автор “Как закалялась сталь” изучал “механизм” главным образом социальных реакций героя, его общественных связей с миром.

И, тем не менее в повести В. Короленко герой делает шаг, пусть первый шаг, но по тому именно пути, который впоследствии приведет героя Н. Островского к неслыханной человеческой победе. К слепому музыканту, так же как и к Павлу Корчагину, пришло духовное прозрение, и лишь после того, как, пережив нелегкие испытания, Петр смог хотя бы отчасти, но породниться все же с судьбой своего обездоленного народа. Он не в силах был еще вступить на путь борьбы за угнетенный народ, как это сделал Павел Корчагин, но сумел проникнуться состраданием к бедственному положению простых людей, и только это одарило его музыку настоящей творческой силой. В этом и состояло его прозрение: “Да, он прозрел… На месте слепого и неутомимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…”.

Служение людям оказалось самой значительной нравственной силой в жизни героя. Психологические наблюдения В. Короленко были как бы одной, из первых разведок в русской литературе в том “бою”, который после свершившейся революции поведет за своего героя Островский-художник.

Тщательный психологический анализ позволил В. Короленко показать силу и поэзию самых различных переживаний личности: чувство природы, сыновняя привязанность к матери, любовь к женщине, отцовство. Но писатель пришел к выводу о том, что тайна самого большого могущества человеческих сил заключена псе же в родстве личности с народом, с общечеловеческими идеалами. Но это было в “Слепом музыканте” лишь наметившимся зерном концепции, которая получит впоследствии свои развернутые очертания в романе Н. Островского. Если герой В. Короленко сумел только прикоснуться к этому источнику человеческих сил и был способен лишь на то, чтобы “напомнить счастливым о несчастных”, то герой Н. Островского на этом пути сумеет перед лицом всего человечества постичь высшее человеческое счастье в завоеванном им счастье своего народа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Феномен Корчагина и проблемы эволюции героев