Чувство обязательства живых перед погибшими в лирике А. Т. Твардовского
Основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “…Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но скольких я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”. “Я убит подо Ржевом” – стихотворение написано от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения – единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного целого” и его волнует, равно как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось
Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы святой”, вырастает в прочную веру – наконец-то попрана “крепость вражьей земли”, настал долгожданный День Победы. В стихотворении “Дорога до дому” речь идет о бесконечно долгой дороге войны: Он был от плеча до плеча награжден, Но есть ли такая награда, Что выслужил, выходил, выстрадал он? – Пожалуй, что нет.
И не надо! Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы “Рассказ танкиста”. Поэт не просто пересказал услышанное
. Стихотворение “Я знаю, никакой моей вины…” – лаконичное и потому особенно пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же – в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы “все же”, выражающей сомнение, выводит на поверхность сознания далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. Чувство это иррационально – собственно, как мог Твардовский “сберечь” своих соотечественников? – но именно поэтому глубоко и истинно. “Я” – живой и “другие” – мертвые – вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале (многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор).
Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.
Схожі твори:
- Чувство обязательства живых перед павшими в лирике А. Т. Твардовского “Я убит подо Ржевом” – стихотворение написано от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения – единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного целого” и его волнует, равно как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы […]...
- ТЕМА ВОЙНЫ В ЛИРИКЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего – основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”, – писал поэт. “Я убит подо Ржевом” – […]...
- Любовь – великое чувство (по лирике Тютчева) Стихотворение “Последняя любовь”, написанное в “денисьевский период”, принадлежит к числу шедевров русской лирики. Это стихотворение проникнуто желанием остановить “чудное мгновенье”. Это заклинание, обращенное к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви. В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года […]...
- Дни Отечественной войны в творчестве Твардовского 2 мая 1945 года, в день взятия Берлина, когда до Победы оставалось “одно усилие освеженных души и тела”, Твардовский пишет “Стихи без заглавия”: Отчизна, мать моя, сурово Не осуди, я слов ищу, И я лишь первые два слова Об этом празднике пишу… С твоими равными сынами Я плакал теми же слезами, Слезами радости, твой сын. […]...
- Дети и война в поэзии Твардовского Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”, – напишет он в одном из своих очерков. И сколько их, детских судеб, исковерканных войной, повстречал он на дорогах войны! Детей, потерявших матерей, матерей, оплакивающих погибших на их глазах детей… В 1937-1938 годах Твардовский много занимался переводами, немало переводил из Тараса Шевченко. Один […]...
- Диалог времен и культур в лирике О. Э. Мандельштама Центральной темой творчества О. Э. Мандельштама является тема культуры, ее истории и современности, взаимосвязь мировой и отечественной культуры. В своем творчестве поэт опирается на богатые традиции мировой культуры, включая в свои произведения идеи и образы художников разных эпох и разных народов, события многовековой давности и нетленного искусства. Это было общей чертой поэзии Серебряного века, но […]...
- Трагические черты города в ранней лирике Маяковского Сквозь экстравагантные формы стихотворений проступают трагические черты капиталистического ада, города-убийцы, города-неволи, город-развратник. Город (“Утро”, “Из улицы в улицу” и др.) выявляет суть жизни – смесь материального достатка и богатства, человеческой и духовной бедности. Лирический герой раннего Маяковского противопоставляет себя окружающему его миру. Он заявил о себе впервые в стихотворении с названием-вызовом “А вы могли бы? […]...
- Философские вопросы бытия в лирике С. А. Есенина В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот ми? Есенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы, поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между […]...
- Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина Любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – дар жизни. ” Я помню чудное мгновенье ” – одно из самых проникновенных, трепетных, гармонических стихотворений Пушкина, относящихся к любовной тематике. Оно автобиографично и посвящено Анне Петровне Керн. Стихотворение начинается с […]...
- Главная радость жизни в поэтике Твардовского Молодость его была трудной, но было в ней много светлого, хорошего, что смог унести с собой в жизнь. И начинающим писателям он не желал легкой жизни. хотя по себе знал, как иные трудности могут отравить жизнь и что дальше будет все труднее, “как по-своему мне сейчас труднее, чем в моей трудной молодости”, но человек обязан […]...
- В чем Некрасов видит свой долг перед народом и какие задачи ставит перед искусством своего времени? Долгое время в Н. А. Некрасове видели общественного деятеля, но не поэта. Его считали певцом революционной борьбы, но нередко ему отказывали в поэтическом таланте. Ценили гражданский пафос Некрасова, но не силу его поэтического слова, красоту изобразительных средств, новаторство в тематике поэзии… Между тем Некрасов стал первым поэтом, “лиру посвятившим народу своему”, проникнувшимся народным духом. Творивший […]...
- Тема униженного обездоленного человека в лирике А. Блока Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А. Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь […]...
- События на финском фронте и их влияние на творчество Твардовского Месяцы суровой зимы на финском фронте в какой-то мере предварили впечатления Великой Отечественной войны. Там же в снегах Финляндии родился образ героя, прошедшего позднее всю Отечественную, ставшего как бы вторым “я” поэта, – Василия Теркина. В наше время почти невозможно встретить человека, который не читал или не слышал по радио “Василия Теркина”. Но немногим, должно […]...
- Самое очаровательное чувство – любовь Это чувство снова и снова доказывает, что без него жизнь теряет смысл. Любовь изменяет человека, в его душе будто расцветает волшебный цветок, который своим тонким ароматом заполняет каждую клетку; любовь дарит человеку радость, гармонию – именно таким есть идеальное представление об этом чувстве. Существует ли такая любовь? Каждый ли человек встретит ее на своем пути? […]...
- Тема любви в лирике А. Блока Тема любви – одна из самых главных тем мировой литературы. Этому прекрасному чувству посвящали проникновенные строки В. Шекспир и Ф. Петрарка, Р. М. Рильке и П. Верлен, Ф. Тютчев и А. Фет. В чем же своеобразие любовной лирики А. Блока? В литературу начала XX века А. Блок входит как поэт “туманной” любви, неземной и возвышенной. […]...
- Окружающий мир в лирике М. Ю. Лермонтова Окружающий мир воспринимается и оценивается лирическим героем Лермонтова сквозь призму собственного духовного опыта. Он затрагивает героя не самим своим существованием, но постольку, поскольку определяет нечто важное в его духовном бытии. Напряженная духовная жизнь героя заставляет его поначалу предполагать и в окружающих столь же интенсивные духовные поиски. Открытие, что люди в большинстве своем решают вопросы быта, […]...
- Гражданская тема в лирике Лермонтова И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В. одном и том же народе за каких-нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, и импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын. “Раковый корпус” После разгрома восстания декабристов в 1825 году в России наступили времена черной реакции. Новый император Николай I, напуганный выступлением на Сенатской […]...
- Стихи Твардовского о Сибири Необозримы просторы Сибири. “Сибирь! И лег и встал – и снова – вдоль полотна пути Сибирь”. Так уж исторически сложилось, что испокон веков эта сторона России до обидного мало знала людей, “кому б была землей родимой!” И в слагавшихся веками “сибирских” песнях народ пел о том же: И в старых песнях не устал Взывать с […]...
- Литературный успех Твардовского Сочинение, пожалуй, надо начинать с “Уборщицы” – первого “городского” стихотворения. Появилось оно в газете “Красноармейская правда” 12 апреля 1928 года. История его такова. В конце одного из регулярно проводившихся литературных вечеров при газете “Юный товарищ” пришла уборщица тетя Ксеня. Эта женщина знала на память стихи покойного мужа – поэта Сергея Страдного, была очень исполнительна и […]...
- Цикл стихотворений Твардовского военных лет Среди высоко патриотических произведений о войне особое место занимает стихотворение Александра Трифоновича Твардовского “Я убит подо Ржевом”. Его полезно прочитать в классе целиком и отвести анализу больше времени. Стихотворение проникнуто глубокой любовью к Родине, пониманием огромной ответственности каждого гражданина перед своей страной в минуту грозной опасности. “Я убит подо Ржевом” полный неизбывной скорби рассказ от […]...
- Исследование поэмы Твардовского “Книга про бойца” В 1946 году почти одно за другим появилось три полных издания “Книги про бойца”, и герой ее пришел к читателю “гражданскому”, как давний и любимый друг: о нем знали по радиопередачам и потому ждали с нетерпением. А за три месяца до подписания в печать первого издания “Книги про бойца” в письме В. В. Овечкину Твардовский […]...
- Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. Пафос дружеской лирики лицейского периода состоит в составлении некоей оппозиции классицистическим ценностям. Лирика Пушкина этого периода насыщена анакреонтической тематикой, которая состоит в воспевании эпикурейских ценностей. В стихотворении “Пирующие студенты” поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радости беззаботного дружеского общения: […]...
- Произведение Твардовского “Книга про бойца” С первых глав полюбил читатель “Книгу про бойца”, книгу о “правде сущей, правде прямо в душу бьющей”. Красноречивое подтверждение тому – письма читателей, читателей всяких и разных, от такого требовательного и придирчивого, каким был любимый писатель Твардовского И. Бунин, до рядового бойца. Бунин познакомился с поэмой лишь в 1947 году и охарактеризовал ее как поистине […]...
- Как написать сочинение по лирике Василия Симоненко Наши с вами тропы снова и снова приводят нас к любви. Однако, согласитесь, ее путями идти приятнее. А теперь познакомьтесь с Василием Симоненко. Недолгим был жизненный путь этого человека, но осталась его замечательное наследие – стихи. Родился Василий Симоненко в 1935 году в крестьянской семье на Полтавщине. Однако в этой семье не ломился стол от […]...
- Образ Василия Теркина (по поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”) Поэма ” Василий Теркин ” была написана Александром Трифоновичем Твардовским во время Великой Отечественной войны и публиковалась в различных газетах по главам. Это произведение поддерживало боевой дух солдат, давало им надежду, воодушевляло и, самое главное, ее можно было начинать читать с любой главы. Связано это с тем, что каждая глава в поэме является отдельной историей, […]...
- Будни военные в поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин” Прочитав поэму Александра Трифоновича Твардовского Василий Теркин, я хочу поделиться с вами своими впечатлениями. Главным героем этой поэмы является Василий Теркин – простой солдат русской армии, воевавший во времена Великой Отечественной войны. Александр Трифонович подчеркивает различными литературными приемами характер и внешность Теркина:И чтоб знали, чем силен, Скажем откровенно:Красотою наделенНе был он отменной. Не высок, не […]...
- Почему возникает щемящее чувство утраты с уходом Матеры У каждого человека есть своя малая родина, та земля, которая является Вселенной и всем тем, чем стала Матера для героев повести Валентина Распутина. От любви к малой родине берут истоки все книги В. Распутина. Не случайно в повести “Прощание с Матерой” легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей […]...
- Тема войны в творчестве Твардовского Произведения А. Т. Твардовского о войне – это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей жизни, напоминание о долге человека перед обществом. Самое яркое произведение А. Т. Твардовского, посвященное военной теме, – поэма ” Василий Теркин “. Главный герой поэмы – воплощение высоких нравственных качеств […]...
- Краткое изложение поэмы А. Т. Твардовского “Василий Теркин” Совершенно особое место в поэзии военных лет занимает ” Василий Теркин ” (1941 – 1945) А. Т. Твардовского. “Книга про бойца”, как назвал автор свою поэму, рассказывает о судьбе рядового солдата Великой Отечественной. Теркин – кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Талант поэта совершил чудо. В обыкновенном парне Васе […]...
- Евгений Базаров перед лицом России Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовыми, исторически сложившимися формами может быть умнее любого человека, могущественнее отдельной личности или группы лиц. Но это доверие к опыту прошлого не исключает проверки его жизнеспособности, его соответствия молодой, вечно обновляющейся жизни. Оно предполагает отечески бережное отношение к новым, зарождающимся веяниям времени. Павел Петрович из-за сословной спеси […]...
- В чем своеобразие патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова? Тема патриотизма носит у поэта разнообразный характер. В стихах о любви к родине у Лермонтова нет какой-то призывности и мажорных нот, это чувство не является чем-то необычным для поэта, а является неотъемлемой частью его жизни. Лермонтов очень тяжело воспринимает страдание русского народа, и эти переживания становятся укором России. В стихотворении 1828 год “Жалобы турка” поэт […]...
- Но все ж велик мой долг перед солдатом Прошло много лет с того дня первого дня Великой Отечественной Войны. И его никто никогда не сможет забыть. Ведь память войны стала нравственной памятью, вновь возвращающей к героизму и мужеству солдат. Именно память не позволяет опускаться ниже той нравственной отметки, которой помечены горькие и героические годы, продолжает свято и неотступно жить в сердце каждого человека. […]...
- “І перед нею помолюсь, мов перед образом святим тієї матері святої…” Життя нашого народу в середині XІX століття було тяжким, бо більша частина українців була покріпачена. А доля жінки в кріпосницькому суспільстві була справді трагічною. Слабка від природи, вона працювала і на панському, і на власному полі, мусила коритися і панові, і чоловікові, який часом міг зірвати на ній злість, яку накопичив за багато підневільних років. […]...
- Детские годы Твардовского Учились в той же школе два брата Сиводедовы – Василий и Егор. Старший, Василий, пятью годами старше Шуры, был в девятом классе. Пользовался он большим уважением. К нему-то и потянулся тринадцатилетний Шура. Со временем они подружились. “Мне смолоду везло на друзей, хотя, понятно, не обошлось без утрат и разочарований, – везло уже одним тем, что […]...
- Стихотворения Твардовского на военную тематику Все, кому случалось побывать в Смоленске, наверняка посетили курган Бессмертия в Реадовском парке. Этот величественный монумент на юго-западной окраине города создан руками самих жителей. Землю несли кто в чем мог со всей округи – отовсюду, где за двадцать шесть с половиной месяцев оккупации гитлеровские палачи расстреляли и замучили более 135 тысяч человек. Тогда, в 1943 […]...
- Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина Пушкин для меня не застывший эталон, не догма, это и жизнь, и слезы, и любовь – целый мир, богатства которого неисчерпаемы. С. Гейченко Еще и еще раз обращаюсь к творчеству Пушкина, перечитываю незабываемые стихи великого поэта. Художественный мир Пушкина, часто непостижимый по объемности, при видимой структурной простоте сродни миру природы. Все здесь взаимосвязано и одинаково […]...
- О чем думал перед сражением князь Андрей? У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в “терпение и время”. Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливо ждать, определяет все поведение Кутузова. Он спокойно созерцает ход событий и уже одним своим видом вселяет в людей спокойствие, уверенность в том, “что все будет так, как должно быть”. Кутузов твердо верил в […]...
- Я сразу смазал карту будня (По лирике В. В. Маяковского) Каким тонким и чувствующим сердцем надо обладать, чтоб остановиться у лошади, поскользнувшейся на зимнем подъеме Кузнецкого, и заплакать вместе с животным! Какой наблюдательностью надо обладать, чтоб в свечении звезд увидеть горящие жемчужины, а скрипку уподобить собственной невесте! Или “сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб”! Маяковский не вошел в поэзию, а ворвался, как смерч. Необычно, талантливо, […]...
- Образ личности поэта в лирике В. Маяковского Многие поэты задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Именно они первыми откликались и давали свою оценку каким-либо общественным событиям, явлениям. Одним из таких поэтов своего времени является Владимир Маяковский. Его творчество представляет новый этап в развитии русской поэзии. Владимир Маяковский для нас прежде всего – поэт-политик. Он всегда спорил […]...
- Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (по лирике В. Маяковского) Эпоха, в которую жил Маяковский, была временем огромных потрясений в жизни страны, и поэт такого масштаба, несомненно, не мог стоять в стороне от происходящего. Активная общественная позиция Маяковского выразилась прежде всего в его творческой деятельности: он пишет киносценарии для нового советского кино, много печатается в газетах, ездит с публичными выступлениями по городам страны, работает в […]...