Что представляет собой обучение и каковы его задачи
Предметом педагоги как науки является изучение процессов обучения и воспитания личности. Проблемы обучения исследует дидактика. Объектами дидактических исследований являются реальные процессы обучения связи между различными их сторонами. К числу основных понятий дидактики относятся: обучение, преподавание, учение, образование.
Обучение – это целенаправленное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
Преподавание
В процессе обучения осуществляется целенаправленная передача определенной системы знаний. Обучение обычно рассматривается в двух аспектах: как образование и как профессиональное обучение.
Образование есть овладение обучающимся научными знаниями, практическими умениями и навыками. Образование человек получает в школе, в высшем или среднем специальном учебном заведении. Оно направлено на развитие умственно-познавательных способностей обучаемых, их мировоззрения, нравственности и общей культуры.
Профессиональное
Педагогический процесс представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, важнейшими из которых являются целевой, содержательный, ресурсный, деятельный и результативный.
Педагогический процесс есть организованное социальное воздействие на человека, поэтому его можно рассматривать как процесс управления психическим развитием личности. Педагогическое управление является механизмом обучения и воспитания. Оно складывается из процессов целеполагания, информации, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции.
Одним из принципов управления является ответственность. В учебно-воспитательном процессе ответственность несут и педагоги, и учащиеся. Категория “ответственность” отражает объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Различают юридическую и моральную ответственность, а также дисциплинарную, материальную и уголовную.
Методология педагогических исследований – это учение о принципах, методах и последовательности познания и преобразования педагогической действительности.
Методы, применяемые в педагогических исследованиях, подразделяются на общенаучные и конкретно-научные, последние в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические.
Схожі твори:
- Проблемное обучение и его цели Цель Проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых […]...
- Что представляет собой реальный мир “Мертвых душ”? Это мир, типичными представителями которого являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицмейстер, прокурор и многие другие. Гоголь описывает их со злой иронией, не щадя и не жалея. Он показывает их смешными и нелепыми, но это смех сквозь слезы. Это то страшное, что всегда было лишним для России. Реальный мир ” Мертвых душ ” страшен, отвратителен, безумен. Это […]...
- Обучение чтению, письму с помощью В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, […]...
- Сущность процесса обучения Сущность процесса обучении – это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся, – организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; – Овладение научными знаниями умениями, навыками; – формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной […]...
- Развивающая функция обучения Развивающая функция обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Развивающая функция обучения рассматривалась в работах таких известных педагогов, как И. Г. Пестолоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выгодский, Л. В. Знаков, В. В. Давыдов и др. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые […]...
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является “переживание” знаний, “вчувствование” в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в […]...
- Взгляды на воспитание и обучение украинских писателей Г. Сковорода, “Алфавит, или Букварь мира”, “Басни Харьковские”. Не только в этих произведениях автор высказывает свои взгляды на воспитание, обучение и т. п., отмечая, что именно следует воспитывать в ребенке да и в себе. А в трактате “Признательный Еродий” Сковорода писал: “Всякое дело имеет успех, когда природа оказывает содействие”. Итак, не следует противиться естественным способностям […]...
- Текст – сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически Текст характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой законченностью. У текста так же есть определенная композиция (внутренняя структура). Она состоит из Зачина, основной части и заключения. Наличие в тексте основной части обязательно. Вступление И Заключение – факультативно. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста. По функционально – смысловым особенностям Выделяют следующие типы речи: Повествование. […]...
- Социокультурная обусловленность развития современных концепций воспитания Социологи отмечают, что за последние годы произошли существенные сдвиги в переориентации детей и подростков молодежи на ценности западной культуры за счет вытеснения зарубежных фильмов, клипов, мультфильмов работает на присвоение детьми ценностей западной культуры, причем далеко не самых лучших. Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие […]...
- Каковы главные причины “лежания” Ильи Ильича Обломова? И. А. Гончаров работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. Это роман о том, как в условиях крепостнической действительности гибнет, теряет жизненную перспективу человек, как он превращается в лентяя, в лежебоку, в никому ненужное существо. Главный герой романа – Обломов – сложный и […]...
- Структура высшего профессионального образования в Российской Федерации Структура высшего профессионального образования в Российской Федерации установлена Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и представляет совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ высшего образования, характеризующих его следующие уровни: Первый уровень – является неполным высшим образованием, которое осуществляется высшим учебным заведением по части основной профессиональной образовательной программы в объеме не […]...
- Процесс обучения, его структура и функции Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед. процесса. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Функции: образовательная (ЗУН), воспитательная (мировозрение), развивающая. Структура. Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка) […]...
- Вспомогательные формы организации обучения Вспомогательные формы организации обучения направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. К наиболее распространенным вспомогательным формам организации обучения относятся факультативы, кружки и клубы. Факультативы являются эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Основная задача факультатива состоит в углублении и расширении знаний, развитии способностей и интересов учащихся, а […]...
- Мастерство учителя в активации познавательной деятельности учащихся на уроке Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах в общей и особенно в детской психологии, в совершенстве владеющий […]...
- Средства и методы педагогического воздействия на личность Специфика педагогического общения, средства и методы педагогического воздействия на личность в значительной мере предопределяются особенностями учебно-воспитательного (педагогического) процесса. В ходе этого процесса, как уже отмечалось, осуществляются передача знаний обучающимся и их воспитание. Учебно-воспитательный процесс схематично можно представить следующим образом: 1) педагог убеждает учащихся в необходимости изучения определенной дисциплины; 2) педагог передает учащимся необходимые теоретические знания […]...
- Развитие образного мышления школьников на уроках литературы Важнейшей задачей преподавания литер в школе является создание опред картины мира, которая должна стать живым образом мира, где мир не раскладывается на классификационные “полки”. Живое знание, которое должны получить дети из художественной литературы, строится на связи образования, науки и искусства. Лит образование и развитие учащихся основывается на синтезе эмоционального и рационального, логического и образного восприятия, […]...
- Учебно-педагогический комплекс “Педколледж – детский сад” 129282, г. Москва, ул. Грекова, 3, корп. 1. Тел. 478 33 75, 478 38 98, 478 21 62. Проезд: ст. метро “Медведково”, выход из последнего вагона. Специальности на базе 9 классов (3 гю 10 мес.): преподавание в начальных классах с доп. специализациями: воспитатель в группе продленного дня, учитель начальных классов с правом обучения иностранному языку; […]...
- Жан Жак Руссо – деятель французского Просвещения, философ Жан Жак Руссо (1712-1778) – деятель французского Просвещения, философ, идеолог Великой французской революции. Родился в Женеве в семье часовщика. Воспитывался в среде женевских ремесленников, для которой были характерны высокий уровень грамотности, а также стремление к политическим знаниям. Именно эта среда сформировала у будущего политического мыслителя “свободный и республиканский дух”. С юных лет Руссо увлекался примерами […]...
- Специфика психического развития ребенка Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах “меньше-больше”. Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост […]...
- Специфика педагогического общения Общение принято рассматривать как процесс взаимосвязи и взаимодействия между людьми и социальными группами, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Общение является важнейшим условием формирования и развития личности. Педагогическое общение – это общение педагога с учениками в целях осуществления учебно-воспитательного процесса. В процессе педагогического общения происходят передача и усвоение […]...
- Ваше мнение об образовании как феномене социальной жизни общества Бесспорно, образование – важный аспект в жизни каждого человека. Если рассматривать образование с точки зрения феномена социальной жизни, то нельзя не упомянуть, что люди “примыкают” именно к себе подобным. То есть, если человек развит, умен – он ищет для себя соответствующе компанию, ведь с другими людьми ему будет не интересно. Те, кто не жаловал образование, […]...
- Украинская педагогика второй половины XIX – начала XX веков Развитие образования на Украине в конце XIX – нач. XX в. было контрастным явлением: в то время как немногочисленная прослойка общества пользовалась благами высшего образования, значительная часть населения оставалась неграмотной и далекой от культуры. Положение немного улучшилось после отмены крепостного права в 1861г., когда ответственность за развитие образования взяли на себя земства. Повысился уровень учителей, […]...
- Что сложнее: власть над собой или власть над людьми? Для того, чтобы ответить на вопрос “что важнее: власть над собой или власть над людьми?” необходимо, прежде всего, определить и понять, что такое “власть”. Как известно, власть – это в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – права, насилия, авторитета, воли. Власть – это право […]...
- Московский экономико-технический колледж железнодорожного транспорта 127635, г. Москва, Талдомская ул., 5. Тел. 483 43 29, 485 97 89. Проезд: ст. метро “Речной вокзал”, авт. 188, 270, 745 до “Ховрино”. Специальности на базе 9 и 11 классов (дневное и заочное обучение): бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности; коммерческая деятельность на железнодорожном транспорте; маркетинг транспорта; электронно-вычислительная техника; äoøêoëüíoe образование. Заочное отделение: […]...
- В чем Некрасов видит свой долг перед народом и какие задачи ставит перед искусством своего времени? Долгое время в Н. А. Некрасове видели общественного деятеля, но не поэта. Его считали певцом революционной борьбы, но нередко ему отказывали в поэтическом таланте. Ценили гражданский пафос Некрасова, но не силу его поэтического слова, красоту изобразительных средств, новаторство в тематике поэзии… Между тем Некрасов стал первым поэтом, “лиру посвятившим народу своему”, проникнувшимся народным духом. Творивший […]...
- Специфика педагогического труда Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом. Труд педагога имеет ряд особенностей, которые обусловлены спецификой учебно-воспитательного процесса. В ходе этого процесса осуществляются передача знаний (т. е. систематизированной информации) обучающимся и воспитание обучающихся. Осуществление учебно-воспитательного процесса возможно тогда, когда педагог […]...
- Проблемы и перспективы развития образования Актуальным продолжает оставаться соединение обучения с производительным трудом. Благодаря этому не только приобретаются трудовые навыки, привычка к труду, открываются возможности применения в трудовой деятельности знаний основ наук, но и осознается общественная значимость производительного труда. Вне такого осознания выполнение учащимися трудовых функций оказывается, по словам А. С. Макаренко, `педагогически нейтральным`. Люди трудились и трудятся во все […]...
- Будь собой! – Be yourself! Everyone is special because of being different. Personality mostly comes from the inside not the outside. It doesn’t matter what people think of you. The only person who matters is yourself. You should learn that you can’t be loved by everyone. That would be ideal, but it is unreal. In our complicated world it can […]...
- Развитие форм обучения в истории педагогики Понятие “форма организации учебной работы” берет начало от лат. forma, что означает “наружный вид”. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством учащихся временем и местом обучения, порядком его осуществления. Исторически в педагогике эволюционировали следующие формы учебной работы: индивидуальное обучение; индивидуально-групповое обучение; классно-урочная система; Белл-ланкастерская система; Батавская […]...
- Проблемы создания и использования обучающих программ Одна из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения – проблема создания педагогически целесообразных обучающих программ. Имеющийся опыт разработки и использования пакетов прикладных программ для компьютерного обучения свидетельствует о том, что они представляют собой эффективное средство обучения для учителя-предметника. По своему целевому назначению машинно-ориентированные обучающие программы разнообразны: управляющие, диагностирующие, демонстрационные, генерирующие, операционные, контролирующие, моделирующие и т. д. […]...
- Образование в Австралии – Education in Australia В Австралии существует централизованная национальная система образования. На верху этой системы находится федеральное министерство образования. Но все же существует много различий в структуре и программах школ различных штатов. В стране есть два типа школ: государственные и частные. Обучение в государственных школах бесплатное. Плата за обучение в частных школах довольно высока. 80 % австралийских детей посещают […]...
- Современные подходы к оцениванию знаний, умений и навыков Министерство образования и науки Украины, Академия педагогических наук Украины. Приказ от 10.09.2000 г. “О внедрении 12-ти балльной системы оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования”. Динамика перемен, которые происходят в современном мире, требует перемен в подходах к оцениванию учебных достижений учащихся. С этой целью для объективного оценивания знаний вводится 12-ти бальная система оценивания, […]...
- Принципы обучения на родном языке по Коменскому Ян Амос Коменский – один из самых выдающихся педагогов-мыслителей. В “Великой дидактике” Я. А. Коменский впервые в истории образования предложил стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я. А. Коменскому, до 24 лет. I ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет […]...
- Информация о приеме учащихся в профессиональные учебные заведения Российской Федерации 1. В профессиональные учебные заведения (ПУЗ) принимаются граждане Российской Федерации, проживающие па территории, имеющие образование в объеме основной и средней школы: на дневное обучение в возрасте до 30 лет, на вечернее обучение и в отдельные группы по переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров – без ограничения возраста. В отдельные группы могут приниматься лица, не имеющие […]...
- Эрос и Танатос Задолго до Фрейда многие философы задумывались над тем, что именно определяет жизнедеятельность человека и какую роль в ней играют влечения. Фрейд также поставил задачей определиться в отношении того, что он назвал первичными влечениями. В первых публикациях в качестве первичных он рассматривал лишь сексуальные влечения. Далее он приходит к выводу, что первичные влечения составляют полярную пару […]...
- Логические схемы и конспекты на уроках зарубежной литературы С развитием компьютеризации, телевидение общество теряет читателя художественной литературы. Современная молодежь отдает предпочтение Интернету, видеофильмам (часто сомнительного качества и содержания), а классическая литература (конечно, не массовая, бульварная), не входит в круг ее увлечений. Это парадоксально: возникает дисгармония в умениях, знаниях и общих качествах человека. Но, к сожалению, это факт. И с этим приходится сталкиваться прежде […]...
- Необходимость применения психологических знаний в моей работе В мире много различных профессий, именно от нашего выбора зависит, что нас ждет впереди. Конечно же, для того, чтобы стать успешным в своем деле, в выбранной профессии, необходимо приобрести важные для тебя навыки. Это может быть: знание нескольких иностранных языков, а может быть, и знания психологии. Хочу отметить, что оба перечисленные мною навыка очень важны […]...
- Социальные и технологические колледжи Москвы Колледж по подготовке социальных работников. 125015, г. Москва, ул. Б. Новодмитровская, 68. Тел. 257 89 67, 257 89 97, 257 89 68. Проезд: ст. метро “Дмитровская”. Специальности на базе 9 и 11 классов: социальный работник в сфере медицинского обслуживания (3г. 10мес.); социальный работник с различными группами населения; организатор социально-правовой работы, менеджер; юрист-консультант для работы в […]...
- Речевое взаимодействие Речь – это основной способ удовлетворения личных, и не только личных, потребностей в общении. Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, […]...
- Исторические реалии XVI века и их отображение в повести “Роксолана” В XVI веке власть Османской империи распространилась и укрепилась. Достаточно вообразить государство таких объемов и такой мощи: из всех старинных городов вне влияния Империи остались только Риф и Сиракузы. Нападения на тогдашнюю территорию Украины были жестокими и сокрушительными, больше всего страдало население. Сложные времена порабощения отразились и в народном творчестве: Там в долине огни горят, […]...