Центральные образы повести “Витя Малеев в школе и дома”
Одним из центральных объектов “производственной” направленности литературы для детей в 50-е годы был учебный процесс, ибо учение – главная трудовая деятельность учащегося человека. В главе первой данного раздела сказано: в эти годы возникла и теоретическая концепция “школьной повести”. Н. Н. Носов и в этом направлении проложил свой путь. Его повесть “Витя Малеев в школе и дома” (1951) была художественным открытием огромных творческих потенций таланта писателя и найденного им подхода к художественному раскрытию процесса школьного
Во-первых, с позиций анализа его воспитательной направленности, значимости для образования нового человека – творца, человека своего времени, вобравшего в себя все то лучшее, что было создано в предыдущие века и тысячелетия. Во-вторых, с позиций выявления разнообразных связей учебно-воспитательного, то есть всего образовательного, процесса как части общекультурного развития общества – проявления школьных дел в аспекте данной конкретно-исторической ситуации. В третьих, с позиций движения самой системы школьной и внешкольной учебной и воспитательной деятельности как этапа в истории отечественной
“Например, приходит и говорит матери: “Знаешь, у нас Петров сегодня получил двойку”. Вот мать и начнет этого Петрова пробирать: “И такой он и сякой. Родители его стараются, чтоб из него человек вышел, а он не учится, двойки получает”. А Круглов подождет, пока мать все выскажет, и снова говорит: “Гаврилову сегодня тоже двойку поставили”. Вот мать и начнет отчитывать Гаврилова, только бранит его уже меньше. Круглов, как только увидит, что мать уже устала браниться, возьмет и скажет: “У нас сегодня просто день такой несчастливый. Мне тоже двойку поставили”. Ну мать ему только и скажет: “Болван!” – Видать, этот Круглов у вас был очень умный, – сказал я. – Да, – сказал Шишкин, – очень умный. Он часто получал двойки и каждый раз выдумывал разные истории, чтоб мать не бранила слишком строго”.
Действительно, “этот Круглов” не вызывает отрицательных эмоций. Конечно, было бы, видимо, лучше, если бы он двоек не получал. Но какая фантазия! Каждый раз придумывал что-то смягчающее ситуацию. Изобретателен ум мальчишки! Куда направлен? Это уже другой вопрос. Но сама по себе эта, как и многие другие истории в жизни героев повести, и непринужденна, и забавна, точнее, занимательна.
Еще в дошкольном возрасте большинство детей знакомятся с “Фантазерами” Н. Н. Носова. Мальчишки в этом рассказе соперничают в выдумках. При этом, как и в советах Кости Шишкина, каждая выдумка должна иметь правдоподобное обоснование. Обращение к фантазии свойственно было человеку извечно. На этом основано народное творчество всех видов и жанров. Немало случаев, когда фантазия выбирает героев, увиденных как бы через уменьшительное стекло: мальчик с пальчик, Лутонюшка в русских сказках, андерсеновская Дюймовочка… В скандинавских сагах живет неутомимый народ гномы – своеобразные прародители сказочных героев Толкиена. Джонатан Свифт придумал свою Лилипутию – насмешливый снимок пороков современного ему общества. В Италии – известный “Пиноккио” К. Коллоди и герои сказочных книг Джанни Родари. Славный Пиноккио имеет друга в России – замечательного выдумщика Буратино. В русской литературе еще в прошлом веке начал свою жизнь Мурзилка, ставший в нашем веке одним из самых любимых журналов.