Б. С. Житков и его роль в становлении русской литературы
Серьезные этические проблемы, глубоко драматические конфликты разрабатываются в произведениях Б. С. Житкова, сыгравшего большую роль в становлении русской литературы. Борис Степанович Житков родился в семье преподавателя математики. В 1905 году, живя в Одессе, он принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института (1916).
Б. С. Житков был человеком разносторонних знаний и профессий: ихтиологом, рабочим-металлистом,
Б. С. Житков создает научно-художественные произведения, которые помогают развивать творческую фантазию детей. Он обращается к чувствам
Строится ли сюжет на автобиографическом материале (рассказ “Храбрость”), дается ли описание мужественного поступка настоящего человека (рассказ “Красный командир”), показывается ли восприятие мира маленьким ребенком (“Что я видел”) – всюду Б. Житков стремится передать живую непосредственность наблюдений и переживаний. Для этого он ищет точные, лаконичные эмоционально-образные средства.
Сестра и брат оторвали от шубы папиного знакомого меховой хвостик; детская фантазия сделала из него “Пудю”, собачку с ошейником и намордником; появились волнующая тайна и горе, когда взрослые грубо разрушили детскую игру. Б. Житков стремится открывать детям новые стороны жизни, вести их вперед, дает им пищу для чувства и воображения.
Модель корабля в мечтах детей оказывается наполненной сказочными человечками, которые появляются только в отсутствие людей и делают все, что полагается экипажу, поэтому мальчику нужно терпеливо ждать случая, когда человечки покажутся на палубе (рассказ “Как я ловил человечков”).
Произведения Б. Житкова, как правило, напряженно сюжетны, развязка конфликта в них энергична и часто неожиданна, развитие действия подчинено основной мысли – показать истинную ценность человека в решающую минуту. Он смело вводит в книги для детей настоящую Жизнь с ее борьбой, опасностями, трудностями. Он делает это для того, чтобы отчетливее подчеркнуть значение творческого начала в человеке, показать красоту труда, сближающего и объединяющего людей. Рассказы “Над водой”, “Под водой”, “Механик Салерно”, “Дяденька”, “Николай Исаич” повествуют о мужественных людях, проникнутых чувством ответственности за свое дело. Таков капитан итальянского парохода, везущего более двухсот пассажиров и оказавшегося под угрозой взрыва (“Механик Салерно”). “Пассажиры на воде – это дети. Они узнают о несчастье – они погубят себя. Нам вручили их жизнь. “Товарищи моряки! – громко крикнул капитан.- Лучше погибнуть честным человеком, чем жить прохвостом!”
Товарищеский долг оказывается сильнее страха в человеке труда, он становится стимулом к подвигу, как показывает Б. Житков. Эту способность писателя увидеть неисчерпаемые внутренние силы человека отметил В. Шкловский: “Описание в “Механике Салерно” посвящено не столько пожару – таких описаний в мировой литературе очень много,-сколько анализу подвига команды, которая охраняет пассажиров от гибели и от страха” ‘.
Повествование о людях творческого труда облечено у Житкова в особую, часто сказочную манеру, идущую от стремления “осердечить” жизненный материал, который лег в основу произведения. От лица разных людей может быть этот “сказ”.
Мальчик-рабочий, решивший погубить сердитого клепальщика, учеником которого он оказался, забыл о своих обидах, когда ему показалось, что “дяденька” разбился. Он не думает о себе, спускаясь на веревке в трюм (“Дяденька”). “Привязали меня, дали свечку. Я в этот пролет, как в гроб, спускаюсь. Думаю: если он живой, буду его целовать, дяденьку милого моего, лишь бы хоть чуточку живой только. И смотрю все вниз, а что на веревке я, это я и забыл, и что высоко”.
В рассказах Б. Житкова чувствуется зрелость мысли писателя, его умение поделиться своим жизненным опытом, уважение к читателю-ребенку. Б. Житков писал для ребят разного возраста и к каждому старался найти подход и ответить на те “универсальные” вопросы, которые возникают у этой разновозрастной и разнохарактерной читательской аудитории.
Произведения писателя эмоциональны, лиричны, легко находят путь к детским сердцам. “Не бойтесь вы лирики”,- говорил Б. С. Житков молодым писателям, считая всякую холодность “кощунством и пошлостью”, которым не может быть никакого оправдания. Особое место в творчестве Б. С. Житкова занимают его рассказы о животных, такие, как “Про слона”, “Про обезьянку”, “Про волка”, “Беспризорная кошка”, “Мангуста”. Это занимательные произведения, в которых чувствуется прекрасное знание привычек и поведения зверей и подлинность событий, положенных в основу сюжета.
В 1936 году Б. Житков задумал написать книгу для детей 3-4 лет. Он говорил о своем замысле родным и друзьям, писал о нем, отвечая на вопрос журнала “Детская литература” “Над чем вы работаете?” Этот замысел получил воплощение в книге про Алешу Почемучку – “Что я видел”. “Производственная книга для четырехлетних граждан”, по определению писателя, она стала энциклопедией для маленьких. Это было новаторское произведение, потому что ничего похожего ни у нас, ни на Западе до тех пор не было. “Дошкольная книга в 13 листов” создавалась исходя из потребностей ребенка, в ответ на массу интересующих его вопросов: почему пора спать? Какая платформа? Как в Москве на улицах? Что такое метро? Как слон купается? Как растет дыня?.. Б. Житков ведет повествование от 1-го лица. “Очень трудную я форму взял, от 1-го лица. И этому “я” – 4 года. Объясни метро – мозги вывихнешь. Ну, да там видно будет: напишу до конца, а там начну вычеркивать, что уж очень туго будет”,- писал он, работая над “Почемучкой”. И опыт оказался удачным; энциклопедия для дошкольников до сих пор служит образцом композиции и языка для произведений научно-художественного жанра.