Анри Барбюс

Анри Барбюс родился в мае 1873 года в городе Аньере, в семье литератора. Учился в коллеже, затем окончил литературный факультет Сорбонны. Некоторое время Барбюс служил в государственных учреждениях, занимаясь одновременно журналистикой, а вскоре целиком перешел на литературную работу в парижской прессе и издательствах. Еще в коллеже Барбюс начал писать стихи, в начале 90-х годов он печатает несколько стихотворений, в 1895 году – сборник стихов “Плакальщицы”.

В 1903 году Барбюс издает роман “Умоляющие”. “Прекрасное – это форма

истинного”,- думает герой романа, молодой человек по имени Максимилиан. Жить – для него – значит “постоянно искать”. Максимилиан увлекся анархистами и попытался изменить мир с помощью бомб. Поскольку это ни к чему не привело, герой романа решил, что “внешний мир всегда незначителен”, а истина – в “бесконечности одинокой личности”. Познание “сердца”, изолированного От внешнего мира, и осуществляется в романе “Умоляющие”.

Уже в следующем романе “Ад” (1908) Барбюе отступает от пренебрежения внешним миром. Герой этой книги, приезжающий в Париж и останавливающийся в гостинице

молодом человек, тоже ищет истину. Не только быт и нравы людей, но и отдельные черты эпохи, общества изображаются в романе. “Эпоха убийств и нищеты” так характеризует Барбюе буржуазную современность. Звучат гневные слова о-кровавых войнах, о расизме и разделении общества на богатых и бедных, о бесчеловечности религии, обещающей на небе компенсацию за земные страдания. Созерцание человеческих страстей, натуралистически скопированных в романе, ведет к пессимистическому заключению о природе человека как об “аде”. Этот пессимизм усиливается мрачным признанием в том, что поиски истины пока неудачны: “Я не знаю, что я такое, куда иду, что делаю”.

Пессимистичны и рассказы сборника “Мы” (1914). К ним близки рассказы, опубликованные позже, сразу после окончания войны, в сборниках “Иллюзия”, “Незнакомка”, “В тайниках сердца”. В поисках истины писатель обращается к внешнему миру, возникают содержательные и сильные картины: бесчинства солдат в беззащитной туземной деревне (“Крест”), бессмысленная гибель солдат на войне (“Маленькая Злая Луна”). Рассказы Барбюса свободны от крайностей ранних его романов, от грубой откровенности натурализма и идеалистической риторики. Большинство рассказов говорит о трагической участи людей, о “роке”, “безумии любви” (так называются циклы в сборнике).

В самом начале мировой войны Барбюе идет добровольцем в армию. Ему казалось, что война против Германии – это война освободительная, против варварства. Само по себе пребывание тяжело больного Барбюса на фронте было подвигом: “Я провел двадцать три месяца на фронте в качестве простого солдата-пехотинца… Будучи освобожден вовсе – от поенной службы, я добровольно пошел в армию в первый же день войны, добровольно отправился на фронт и добровольно оставался на передовых позициях… Я был отмечен неоднократно, в последний раз – с указанием, что я всегда сам вызывался исполнять самые опасные поручения. Три раза я был эвакуирован в тыл по причине болезней, полученных на фронте”,- так отвечал Барбюе клеветникам, обвинившим его “Огонь” в неправде.

“Я утверждаю, что все, написанное в моей книге, доподлинная правда”. Во имя правды, прежде всего во имя правды, и совершал свой подвиг Анри Барбюе. Роман “Огонь” потому и произвел подлинный переворот в искусстве Барбюса, потому и стал этапной книгой зарубежной литературы, что “книга стремится представить прежде всего точку зрения простого солдата”.

“Огонь. Дневник одного взвода” печатался в одной из парижских газет с августа по ноябрь 1916 года, а в начале 1917 года вышел отдельным изданием. Роман вырос из фронтовых записей Барбюса и действительно кажется дневником, в котором обобщения возникают из честно рассказанных подлинных событий, случившихся с солдатами одного из множества взводов фрарцузской армии. Ранее в произведениях Барбюса над всем возвышался тот “единственный”, тот герой, опыт сердца которого казался истиной. Теперь же героя как бы и нет – есть взвод, есть солдатская масса. Повествование идет и от лица самого рассказчика – Барбюса, и от лица взвода, судьбу которого писатель уже не отделяет от своей судьбы.

“Огонь”- необычная книга о войне. Тут совсем немного сражений, здесь нет эффектных сцен. Империалистическая война в “беспощадно правдивой”, по словам Горького, книге Барбюса – это прежде всего “чудовищно тяжкий труд простого солдата” (так писал Барбюс с фронта), это повседневное его гниение в окопах, это грязь, холод, одичание. Война – это уничтожение людей и созданных человеком ценностей, приведение всего сущего к единому знаменателю зловещей, пустынной “лиловой равнины”, образ которой возникает в самом начале романа.

С каждой новой главой Барбюс все более сгущает краски в картине разрушений и гибели. В последних главах романа он доводит до кульминации разоблачение бессмысленной бойни: поле, изрытое снарядами, затопленное грязью, усеянное обезображенными трупами солдат – это зловещий символ войны. Бой описан в книге всего один раз; бой (глава “Огонь”) венчает картину уничтожения человека войной.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Анри Барбюс