Анализ стихотворения Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”
Мне кажется, что нет и не может быть людей, равнодушных к поэзии. Когда мы читаем стихотворения, в которых авторы делятся с нами своими мыслями и чувствами, рассказывают о радости и печали, восторге и скорби, мы страдаем, переживаем, мечтаем и ликуем вместе с ними. Я думаю, что столь сильное ответное чувство пробуждается у людей при чтении стихотворений потому, что именно поэтическое слово воплощает в себе самый глубокий смысл, наибольшую емкость, максимальную выразительность и необычайной силы эмоциональную окраску.
Еще В. Г. Белинский отмечал,
Благодаря лирике мы можем понять, почувствовать и узнать личность самого поэта, его душевный настрой, его мировоззрение.
Вот, например, стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”, написанное в 1918 году. Произведения этого периода носят бунтарский характер: в них слышны насмешливые и пренебрежительные интонации,
Страстная устремленность в будущее, мечта о преображении мира – основной мотив всей поэзии Маяковского. Впервые появившись в ранних его стихах, видоизменяясь и развиваясь, он проходит через все его творчество. Поэт отчаянно пытается обратить внимание всех живущих на Земле людей на волнующие его проблемы, разбудить обывателей, не имеющих высоких духовных идеалов. Он призывает людей сострадать, сопереживать, сочувствовать тем, кто находится рядом. Именно равнодушие обличает поэт в стихотворении “Хорошее отношение к лошадям”. По-моему, никто не может так выразительно, как Маяковский, всего лишь в нескольких словах описать обычные явления жизни. Вот, например, улица. Поэт использует всего шесть слов, а какую выразительную картину рисуют они!
Ветром опита, льдом обута, улица скользила.
Читая эти строки, я наяву вижу зимнюю, продуваемую ветрами улицу, ледяную дорогу, по которой скачет лошадь, уверенно цокая копытами. Все движется, все живет, ничто не находится в покое.
И вдруг упала лошадь. Мне кажется, что все, кто рядом с ней, должны замереть на миг, а потом сразу броситься на помощь. Я хочу крикнуть: “Люди! Остановитесь, ведь рядом с вами кто-то несчастен!” Но нет, равнодушная улица продолжает движение, и лишь
За зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клешить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: Лошадь упала! Упала лошадь!..
Мне вместе с поэтом стыдно за этих безразличных к чужому горю людей; мне понятно его пренебрежительное отношение к ним, которое он выражает своим главным оружием – словом: их смех неприятно “звякает”, а гул голосов похож на “вой”. Маяковский противопоставляет себя этой равнодушной толпе, он не желает быть ее частью:
Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. Подошел и вижу глаза лошадиные.
Даже если бы поэт закончил свое стихотворение этой последней строкой, он, по-моему, уже многое бы сказал. Слова его настолько выразительны и весомы, что любой человек увидел бы в “глазах лошадиных” недоумение, боль и испуг. Увидел бы и помог, ведь невозможно пройти мимо, когда у лошади
За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти. Маяковский обращается к лошади, утешая ее, как утешал бы друга: “Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте – чего вы думаете, что вы их плоше?..” Поэт ласково называет ее “деточкой” и говорит пронзительно-прекрасные, наполненные философским смыслом слова: …все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь. И ободренное, поверившее в свои силы животное обретает второе дыхание: …лошадь рванулась, встала на ирги, ржанула и пошла.
В конце стихотворения Маяковский уже не обличает равнодушие и эгоизм, он заканчивает его жизнеутверждающе. Поэт как бы говорит: “Не пасуйте перед трудностями, учитесь их преодолевать, верьте в свои силы, и все будет хорошо!” И мне кажется, что лошадь слышит его.
Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось – она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило.
Меня очень взволновало это стихотворение. Мне кажется, что оно не может оставить равнодушным никого! Я думаю, что все должны вдумчиво прочитать его, ведь если они это сделают, то на Земле станет гораздо меньше эгоистичных, злых и безразличных к чужому несчастью людей!