Волевой характер лирического героя произведений Евгения Маланюка
Украинская межвоенная поэзия достигла высочайшего уровня благодаря поэзии Е. Маланюка, который принадлежал к Пражской поэтической школе, и был ее безусловным лидером. Динамическое напряжение его стихотворений отображало неспокойную эпоху, они были свободолюбивыми, деятельными. Это была поэзия свободного мира, свободного проявления идей и ощущений. На протяжении длинной и сложной жизни, сотканной из “переходов и исходов”, Евгений Маланюк ни разу не предал себя, не отрекся от своего добровольного выбора, того крестного пути, который
Свидетельством тому является ряд поэтических книг, исторические, культурологические, публицистические, литературно-критические статьи, очерки. У поэта, исследователя, публициста Евгения Маланюка один адресат и один герой – Украина. И это одинаково касается как произведений, в которых поэт величает ее степной Элладой, так и тех, где художник с болью и гневом назовет Украину “Приськой гетмана Петра”. Поэтому и становится главной и ведущей темой в творчестве Е. Маланюка родина – Украина, проблема ее государственности в прошлом, современном и будущем. Перед читателями возникает
Внук коренастого чумака, Сечевика бледный праправнук, Я влюбился в громких веках, Я волю полюбил государственную.
Эти строки касаются автобиографических моментов из жизни будущего поэта. По линии отца были чумаки, осевшие запорожцы, дед смолоду чумаковал, имел выразительную осанку гуцула. Для поэта, который родился и вырос среди беспредельности херсонских степей, образ отчего дома возникает как символ степной Эллады (“О моя степная Эллада, ты и теперь антично-ясная… А мне – ты фата-моргана на песках эмигрантских Сахар”). В этих строках – сыновьи чувства лирического героя, который болеет за путь развития и народ своей отчизны. По его мнению, отношение к родине должно быть естественным: “Она – Мать, Ты – сын”. Когда поэт называет Украину Элладой, то имеет в виду “подсолнечную” Элладу, в которой торжествуют силы цветения, властвуют гармония, красота, добро. Тем не менее, кроткому, умиротворенному образу противостоит другой образ государственного Рима, так как сердце лирического героя тянется к Украине-Элладе, а ум – к Украине-Риму, то есть сильному и крепкому государству:
“И вырастет железным дубом Рим из крепкого лона скитской Эллады”. Лирический герой поэзий Маланюка верит в свой народ, его творческие силы, способность выстроить овеянное мечтой независимое государство.
Вместе с тем он видит его отрицательные черты: равнодушие, пассивность, вечные сетования на несчастливую судьбу. В произведениях Маланюка показан и волевой характер лирического героя, который не знает другого направления, идет как “против течения”, при этом сознавая, что ему придется продвигаться к избранной цели “без пути, без отца…”, полагаться лишь на собственные силы. Даже обреченный на непонимание, “на уединение”, на забвение, пытается “Все слышать. Всем пылать. Единственным быть…”, превратиться в сплошной сгусток воли. Лирический герой (а затем и автор) имеет обостренное чувство ответственности за постоянно горькую судьбу “страдальческой земли”.
Поэтические произведения Е. Маланюка имеют обостренное чувство ответственности за все, что происходит на родной земле, за будущее людей и развитие украинской государственности. Поэт искренне восхищался сатирой Салтыков-Щедрина, художественным мастерством И. Бунина, А. Толстого. Глубоко знал русское искусство и театр. Все это давало Маланюку творческое вдохновение. С уверенностью можно сказать, что украинский поэт – человек с многогранной эрудицией, широким диапазоном мировой культуры.