Стихи в “юношеских” тетрадях Лермонтова
На сборнике общества Раича “Новые Аониды” был эпиграф из Батюшкова, а последнее стихотворение Раича носило название “Цветок на гроб Батюшкова”. Стихотворения в тетради Лермонтова 1829 года свидетельствуют о том, что он находится в этот период под впечатлением Батюшкова. Лермонтов много пишет о друзьях и о дружбе. Второе стихотворение рукописного сборника “Пир”:
Приди ко мне, любезный друг, Под сень черемух и акаций, Чтоб разделить святой досуг В объятьях мира, муз и граций”.
Стихотворение представляет собой дружеское
Пускай и в сединах, но с бодрою душой, Беспечен, как дитя всегда беспечных Граций, Он некогда придет вздохнуть в сени густой Своих черемух и акаций.
Батюшков. “Беседка муз”.
Одно из стихотворений сборника посвящено греческому богу
На развороте листа, прямо напротив “Пана”, расположено стихотворение “Жалобы турка”. Стихотворение свидетельствует о том, что юноша Лермонтов уже к лету 1829 года хорошо понимал всю тяжесть политического и социального гнета в современной ему России:
Там стонет человек от рабства и цепей! Друг этот край моя отчизна!
Помещая стихотворение с острым политическим содержанием в тетрадь, предназначенную для чтения среди родных и знакомых, Лермонтов прибегает к маскировке и переносит действие в Турцию. В то время в сборниках и журналах печаталось много статей, где говорилось о политическом гнете, о варварстве и рабстве в Турфа. Сама литературная форма (“Письмо. К другу, иностранцу”) могла быть подсказана статьей в “Галатее” под заглавием “Письмо к другу за границу”2. В конце юноша-поэт прибавляет четыре строки, в которых делает намек на вынужденную маскировку и помогает читателю понять истинный смысл стихотворения:
Ах! если ты меня поймешь, Прости свободные намеки; Пусть истину скрывает ложь: Что ж делать? – все мы человека!
В этой тетради Лермонтова имеет свое начало обличительная линия его творчества. В ряде эпиграмм и в стихотворении “Два сокола” есть элементы критики современного общества. В конце тетради мы можем наблюдать зарождение образа Демона.
В стихотворении “Ответ” Лермонтов говорит о разочаровании. Герой стихотворения – предельно разочарованный человек:
Он любит мрак уединенья, Он больше незнаком с слезой, Пред ним исчезли упоенья Мечты бесплодной и пустой
И далее, через две страницы, следует стихотворение “Мой демон”. В этом стихотворении мы впервые встречаем образ демона у Лермонтова. Автор тетради трактует его “как собрание зол”. Образ демона дан в духе романтизма 20-х годов XIX века. В нем все преувеличено и нет ничего (роднящего его с людьми. Последнее стихотворение тетради, как и первое, обращено к другу. Но эти два стихотворения очень различны по своему содержанию. Первое – проповедь холодной морали, последнее – выражение горячей любви к земле, со всеми ее радостями и печалями, со всеми бурями и страстями:
И я к высокому, в порыве дум живых, И я душой летел во дни былые; Но мне милей страдания земные: Я к ним привык и не оставлю их..
Так подытоживает юноша свой пройденный путь. Содержание следующей сохранившейся тетради Лермонтова относится ко второму пансионскому учебному году, к осени и зиме 1829-1830 годов 3. Мы находим в ней продолжение того процесса идейного и психологического развития юноши Лермонтова, один из моментов которого мы наблюдали на страницах предшествующей тетради, показавшей нам его таким, каким он был летом 1829 года.