Ранняя юность как этап литературного развития школьников
В психологии существует понятие “сензитивный период”. Этим именем известный биолог де Фриз обозначил те экспериментально установленные периоды онтогенетического развития, когда организм оказывается особенно чувствительным к влияниям определенного рода. Л. Выготский писал: ” Обучение оказывается самым плодотворным лишь тогда, когда оно осуществляется в пределах периода, означаемого зоной ближайшего развития”. Психолог разграничил понятие “обучение” и “развитие”, считая, что первое должно опережать второе. Он призвал
Итак, взаимосвязь стадий литературного развития учеников будет эффективной в случае, если учитель будет вести обучение таким образом, будто перед ним дети немного старшие, чем это есть на самом деле, педагог в преподавании “забегает” вперед и именно благодаря этому ведет развитие за собой. Ученик воспринимает художественную литературу как читатель, вступая с ней в диалог. Полнота
Его волнует самореализация в современном ему обществе, поэтому он становится на сторону героя, который протестует против угнетения личности, он способен понять авангардистов с их экспериментаторством и эпатажем, так как стремление к оригинальному самопроявлению естественно для этого возраста. Старшеклассник задумывается над собственной судьбой, его интересуют проблемы счастья, жизненного успеха, любви и дружбы, вечных ценностей, морального выбора. Произведений с такой проблематикой, к сожалению, мало в школьной программе по зарубежной литературе. Юноша и девушка ищут в литературе идеал – друга и любимого, их оценки героев произведения вызваны соотнесениям образов с искомым идеалом.
Не нужно только перегружать урок патетикой: конкретная история жизни литературного героя взволнует больше, чем абстрактная идея. Юность требует пафоса, она ироническая и насмешливая, она ничего не принимает на веру и требует доказательств. У учителя зарубежной литературы есть тексты высокого художественного уровня, они вместе с тем и художественные произведения, и документы эпохи, и отражение конкретных жизненных судеб, итак педагогу лучше нести вечные ценности словами этих текстов, их образами, а не высокими фразами-абстракциями. Старшеклассники самоопределяются, избирая будущую профессию.
Зарубежная литература может оказаться вне выбора многих, и нужно найти способ убедить учеников в том, что литература нужна всем. Этот способ простой: в произведении, которое изучается, нужно каждый раз находить то, что затрагивает интересы каждого – ты тоже будешь любить, тебя также ждут испытания, от исторической судьбы твоей нации зависит твое существование в мире и т. п. Юноши и девушки не столько умеют, сколько стремятся обобщать, их обобщения часто бывают торопливыми и неаргументированными. Поэтому учитель настаивает на том, что в ответе и в ученическом произведении должен быть четко сформулированный тезис, который приходится доказывать на уроке литературы – это цитирование художественного текста, так как в литературе есть один факт – это художественный текст, все другое – наши, читательские суждения. Молодежь обращается к собственному творчеству, часто тайно от всех. В классе нужно создать атмосферу одобрения творчества, уважения к нему, когда ученик доверяет учителю свои стихи, новеллы, этюды. Иногда это форма дневника или неотправленных писем. Учитель должен знакомить учеников с дневниковыми записями и эпистолярием писателей. Побуждения к литературному творчеству плодотворны в любом случае: мала вероятность того, что именно из этого ученика вырастет художник, но развитие образного мышления и творческого воображения эстетично обогатит любого ребенка и станет почвой для его восхождения на новый уровень понимания художественной литературы.
Отношение к литературе зависит от личности учителя в старших классах намного больше, чем в средних. Организовать диалог старшеклассников с художественным текстом – трудная задача, которая требует широкого круга знаний и умений от преподавателя. Старшеклассник способен привлекать к анализу литературного произведения знания по другим предметам, нужно это поддерживать и ставить литературное явление в контекст – исторический, художественный, социальный и прочие.
Продолжает развиваться абстрактное мышление, и учитель усиливает работу по теории литературы, требуя анализа внесюжетных компонентов композиции, средств создания образа-характера, выразительных средств языка произведения, особенностей стихосложения. Возможная ошибка – утяжеление урока анализом названных формальных элементов текста. Не засушить урок интеллектуализмом поможет умелое чередование приемов работы, умение вести живую, взволнованную беседу. При определении идейно-тематической основы произведения нужно найти ее связи с личными проблемами старшеклассников, а при рассмотрении художественного мастерства автора работать по принципу интерпретации текста, то есть рассматривать те художественные явления, которые могут толковаться по-разному, личностно. Учитель широко применяет прием создания проблемной ситуации и относительно содержания произведения, и относительно его формы. Эмоциональность восприятия может быть утрачена, так как старшеклассники направлены на информативность в обучении, их интересует количество информации, которую они получат и которая от них требуется, а не эмоции, они под конец школы становятся прагматиками, теряя непосредственность и романтичность детства. Сохранить эмоциональность урока можно, старательно готовя декламацию, мелодекламацию, инсценировку, пение, организовывая письменное творчество молодых людей, их обмен читательскими реакциями. А также готовя свое учительское слово, свой монолог, продумывая и его содержание, и форму изложения – вплоть до мимики и жеста. Именно в этом возрасте усваиваются не только исторические этапы развития мировой литературы, а и большие стили – литературные направления, т. е. история самодвижения литературы как искусства. Молодые люди стремятся стать яркими индивидуальностями и реализовать свои естественные способности. Они заинтересованно исследуют индивидуальный стиль писателя, их отталкивает однотипность рассказа о разных авторах, они способны делать интересные содоклады по новому материалу, выступать в роли учителя.
Т. В. Лазарь, учитель зарубежной литературы Украинской гимназии им. И. Франко Тернополь.