Работа и история замысла произведения “Капитанская дочка”
Работа над “Капитанской дочкой” завершилась 19 октября 1836 года. Вчерне роман был написан еще 23 июля. Но затем Пушкин занялся его перепиской, внося необходимые поправки и уточнения. Последние страницы подготовлялись к печати именно в этот знаменательный для Пушкина юбилейный день – исполнялось двадцать пять лет со дня открытия Лицея.
Пушкин собирался печатать роман в четвертом номере своего журнала “Современник”. 11 ноября 1836 года цензура подписала его к изданию. Как раз в эти месяцы Пушкин подвергался травле и был втянут в
22 декабря 1836 года журнал “Современник” с романом ” Капитанская дочка ” вышел в свет. До гибели Пушкина оставалось 38 дней.
27 января состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Преследование поэта кончилось его убийством – 29 января Пушкин умер от полученной смертельной раны. “Капитанская дочка” оказалась последним произведением, напечатанным при его жизни.
Как и когда возник замысел этого романа? Как шла работа над ним? Почему роман о трагической борьбе народа за свою свободу стал своеобразным завещанием Пушкина?
Уже в начале
|Но декабризму присуще непреодолимое противоречие: дворянские революционеры были не только “страшно далеки от народа”,- они и боялись его, его социальной активности прежде всего. Действуя одиноко, они отважно брали на себя историческую миссию спасения отечества от деспотизма царской власти.
Преодоление романтизма позволяло Пушкину познавать объективный смысл законов исторического развития общества, способствовало выяснению истинней, роли народа в историческом процессе. Важнейшей оказывалась проблема взаимоотношения личности и народ! Кто активная сила истории, определяющая ход ее событий,- отдельный человек или народ? Является ли народ только жертвой обстоятельств, ждущей милости ог сильной и благородной личности, или именно народ творит историю и личность только тогда оказывается способной к большому и плодотворному деянию, когда связана с народом и выражает его волю?
Изучение русской истории обусловило написание в 1825 году трагедии ” Борис Годунов “, в которой, накануне дворянской революции, поэт судит самодержавие не с позиций одиночки-свободолюбца, а судом народа. Своей трагедией Пушкин отвергал декабристский путь к свободе. Опыт истории убедительно свидетельствовал, что никакая сильная, даже исполненная благородства и мужества, личность не сможет изменить ход исторических событий без связи с народом и без его поддержки. История помогала понимать насущные проблемы современности.
14 декабря 1825 года было наивысшим моментом декабристского движения и началом его конца. Явно и вдруг в грозном зареве разгромленного движения обнаружился полный разрыв России национальной (народной) и “России европеизированной”, как позже раскроет смысл событий дворянской революции Герцен. Разрыв породил кризис идеологии дворянской революционности. Первый этап освободительного движения вступил в трагическую фазу своей истории. Пушкин верил в неминуемое торжество свободы; ему было ясно, что если она будет завоевана, то только в борьбе. Какие условия и обстоятельства нужны для того, чтобы избежать поражения, Пушкин еще не знал. Опыт подсказывал ему, что, видимо, путь к этой победе связан с преодолением разрыва лучших людей из дворянства с народом.
Поискам ответа на эти вопросы помогали политические события начала тридцатых годов (французская революция 1830 года, холерные бунты в России, восстания военных поселений в Новгороде и Старой Руссе) и новые обращения поэта к истории. Пушкин начинает заниматься изучением французской революции 1789 года, готовясь написать ее историю: исторический опыт должен был помочь понять современные проблемы. Но, отложив эту работу, Пушкин обратился к отечественной истории.
И здесь история как бы подсказала Пушкину неожиданный сюжет, который, казалось, помогал решению проблемы, так остро поставленной восстанием, потерпевшим поражение. 17 февраля 1832 года Пушкину доставили подарок императора Николая I-“книгу”- многотомное “Полное собрание законов Российской империи”,- присланную в помощь его занятиям историей Петра I. В двадцатом томе поэт обнаружил множество материалов, связанных с восстанием Пугачева: манифесты Екатерины II, ее именные указы, “наставления”, а также сенатские указы, заполненные материалами судебных разбирательств дел плененных мятежников – Пугачева и его товарищей. Среди этих официальных документов особое внимание Пушкина привлекла “Сентенция 1775 года января 10. О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников. С присоединением объявления прощаемым преступникам”.
В “Сентенции” довольно подробно рассказывалось о ходе восстания и его участниках. Там-то и обнаружил Пушкин неожиданное и взволновавшее его сообщение о дворянине, перешедшем на сторону Пугачева: среди подлежавших наказанию была названа фамилия “подпоручика Михаилы Швановича”. Сенатское решение определяло: “…за учиненное им преступление, что он, будучи в толпе злодейской, забыв долг присяги, слепо повиновался самозванцовым приказам, предпочитая гнусную жизнь честной смерти, лишив чинов и дворянства, ошельмовать, переломя над ним шпагу…”
Мысль, интересовавшая Пушкина, была подтверждена историческим фактом – дворянин из “хорошего”, то есть родового, дворянства перешел на сторону Пугачева и участвовал в народном восстании. Тогда-то и возник замысел исторического произведения (повести? романа?) о дворянине-пугачевце. В той же “Сентенции” упоминалось имя казака Афанасия Перфильева, который прибыл в Петербург в 1773 году как посланец яицких казаков для передачи прошения о снятии с них денежного штрафа за мятеж, поднятый ими в 1772 году. Во время пребывания Перфильева в столице под Оренбургом появился Пугачев. Правительство вступило в переговоры с Перфильевым, чтобы он помог арестовать Пугачева. Уехав на Урал, Перфильев перешел на сторону восставших, сделавшись вскоре одним из активных руководителей восстания и “главнейшим любимцем Пугачева”.