Правильный Ответ по литературе
Ответ по литературе – это всегда решение задачи, предложенной в формулировке вопроса. Значит, сначала должен быть понят вопрос, т. е. задача, заключенная в вопросе, и осознана цель, т. е. то, что должно получиться в результате. Затем намечается план.
Слово “план” применительно к речевой деятельности имеет два аспекта. В психолингвистическом аспекте “план” обозначает этапы решения какой-либо интеллектуальной задачи, определенную последовательность совершения данного интеллектуального акта.
В этом смысле слово “план”
“Программу словесных действий” говорящий определяет самостоятельно, помня, что конкретный план действий, конкретный “алгоритм” художественного высказывания будет отличаться от конкретного “алгоритма” логического высказывания, так как различны цели, задачи этих высказываний. Следовательно, и система действий и операций для достижения этих целей не может быть одинаковой.
Что
Каковы критерии оценки устного ответа? Так как ответы по литературе не могут быть одинаковыми по объему, по типу речи, по жанровой форме, по степени самостоятельности отвечающего, то и одинаковых критериев их оценки не существует. Так, при оценке самостоятельного рассуждения о художественном произведении учитываются следующие качества ответа:
1) научно-теоретический уровень ответа, т. е. соответствие излагаемых знаний современному уровню литературоведческой науки; например: если отвечающий рассматривает художественное произведение со стороны композиции или сюжета, то он должен исходить из тех определений этих понятий, которые приняты в современном литературоведении;
2) достоверность излагаемых знаний: отсутствие или наличие фактических ошибок;
3) уровень восприятия художественного текста: эстетический или неэстетический;
4) полнота ответа: достаточная сумма информации
О предмете рассуждения;
5) глубина ответа: исчерпанность аргументации, имеющейся в распоряжении отвечающего, наличие не обходимых комментариев;
6) интеллектуальный уровень ответа: умение отвечающего совершать логические операции, определяемые формулировкой вопроса (анализ-синтез, отвлечение-обобщение, утверждение-отрицание, доказательство-опровержение, сравнение, классификация и т. д.);
Критерии оценки ответа, так же как и нормы оценки (количество ошибок, допустимое на тот или иной балл), учащийся должен знать и для самооценки своего ответа, и для оценки ответов товарищей (вспомните проводимое в школе взаимное рецензирование ответов). Мы не даем норм оценки ответа, так как ответы на вступительных экзаменах в вуз и на выпускных экзаменах на подготовительном отделении оцениваются по школьным нормам, известным абитуриентам.