Описание образа Пьера Безухова в романе “Война и мир”
Пьер Безухов по своему характеру, по складу Безухова своей натуры отличается от князя Андрея Болконского. Князь Андрей – по преимуществу натура волевая, интеллектуальная. У него трезвый, положительный ум, практический, волевой характер. Его путь – путь к народу через преодоление индивидуализма.
Пьер Безухов – преимущественно натура эмоциональная. Характерные черты его – ум, склонный к “мечтательному философствованию”, свободомыслие, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы. Это не значит, что князь Андрей не
Пьер резко выделяется из среды лиц, находящихся в салоне Шерер, где мы впервые знакомимся с ним. Это “массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”. Взгляд у него “умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный”.
Главная его черта – искание “успокоения,
Путь Пьера, как и путь князя Андрея, это путь к народу. Еще в период увлечения масонством он решает посвятить свои силы благоустройству крестьян. Он считает необходимым отпустить своих крепостных на свободу, думает об учреждении в своих селах больниц, приютов и школ. Правда, хитрый управляющий обманывает Пьера и создает только видимость проведенных реформ. Но Пьер искренне уверен, что крестьянам его теперь живется хорошо.
Настоящее сближение его с простым народом начинается в плену, когда он знакомится с солдатами и Каратаевым. У Пьера зарождается стремление опроститься, слиться совершенно с народом. Барская жизнь, светские салоны, роскошь томят и не удовлетворяют Пьера. Он болезненно чувствует свою оторванность от народа и бесполезность своего существования. Он упорно ищет выхода, решения вопроса о смысле жизни. “Он искал этого в филантропии, масонстве, в рассеянности светской жизни, вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки – все обманули его”. Найти смысл жизни помогает ему простой солдат-крестьянин Платон Каратаев.
Когда Москва была занята французами, Пьер остался в Москве, он ушел из своего дома. Попав в плен, он в общении с народом, с простыми людьми, с Каратаевым “обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”. Здесь он “узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей”.
Теперь линия жизни и поведения Пьера коренным образом изменилась. Раньше он, углубленный в свой внутренний мир, мало интересовался окружающей его действительностью. Теперь он присматривается к людям, прислушивается к ним, начинает видеть людей и вещи, как они есть. У него появляется практический взгляд на вещи. Он критически начинает анализировать окружающую его жизнь; в нем зарождается и растет склонность к активному протесту.
В эпилоге Толстой показывает нам Пьера одним из деятелей тайного общества. Излагая перед Николаем Ростовым свои мысли и свою “программу”, Пьер резко критикует власть: “В судах воровство, в армии палка; шагистика, поселения мучат народ; просвещение душат. Что молодо, честно, то губят”. Цель жизни теперь для Пьера ясна: сводить “независимых” и “деятельных” людей в общество борцов против общественного и политического зла. Так Пьер, преодолев каратаевский фатализм и непротивленчество, впоследствии приходит к идеям декабризма.