Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе “Война и мир”
Любимые герои Толстого – люди движущиеся, люди пути, нелюбимые – напротив, внутренне неподвижные, безличностные, без пути. Это противопоставление отчетливо раскрыто в романе на примере Наташи Ростовой и Элен Курагиной. В Элен Толстой подчеркивает прежде всего отсутствие” каких бы то ни было изменений и во внешнем облике, и во внутреннем мире. Она всегда одинакова, сама красота ее неподвижна. А в Наташе Ростовой выделено постоянное движение. Ей свойственно непрестанное внутреннее развитие, она вся в поисках – пусть они порою и приводят
Наташа Становится своеобразным “эталоном” для Толстого. Она нередко помогает писателю оценить нравственные качества других персонажей. В сравнении с простотой и естественность Наташи, с ее органической народностью и искренним патриотизмом, чуткостью и неистребимой любовью к людям особенно отчетливо видны отрицательные свойства Элен. И не случайно именно под воздействием Наташи князь Андрей открывает для себя возможность радоваться жизни; для него воскресает прелесть молодости, поэзии, природы. Нечто подобное происходит с Пьером – и не с ним одним. Все любят Наташу –
Толстой выделяет в своей героине не столько ум (по словам Пьера, она “не удостаивает быть умной”), сколько душевную чуткость, поразительную интуицию. В разговоре с матерью она говорит о своем восприятии Бориса Друбецкого:
“…он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?.. Узкий, знаете, серый, светлый”
И Пьера Безухова:
“…тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный”.
Перевести это на язык логических понятий чрезвычайно трудно, но мы вместе с Наташей ощущаем, что она не ошибается: безличность, “серость”, “узость” Бориса и основательность, устойчивость, глубину Пьера (с его насыщенной цветовой гаммой) она прочувствовала совершенно правильно.
Для Толстого именно Наташа становится олицетворением идеала женственности и материнства. Вместе с тем прямая полемика с революционно-демократическим решением популярного в 60-е годы “женского вопроса” приводит к заостренному изображению Наташи в Эпилоге только как жены и матери (в прямом противопоставлении с образами эмансипированных женщин типа Веры Павловны у Чернышевского). Одни исследователи считают, что восхищение Толстого материнскими и семейными чувствами Наташи не противоречит нравственному идеалу народа и что через ее образ раскрывается не только мысль семейная, но и мысль народная, которые сосуществуют в ” Войне и мире ” в органическом единстве. Другие утверждают, что возвеличивание Наташи в Эпилоге имеет не абсолютное, а относительное значение.