Начальное понятие о реализме и сентиментализме
Термин “реализм” до сих пор не получил в литературоведении однозначного толкования. В широком значении под ним понимают определенный художественный стиль универсального характера, когда писатель ориентируется на воспроизведение жизни в ее объективной сущности, закономерностях развития и бытия человека, общества, мира.
В реалистических произведениях события и характеры изображаются как такие, что обусловлены (детерминированы) определенным комплексом причин и связей. Иногда в таком значении о реализме говорят как о художественном
Углубление познания жизни и усложнение картины мира в реализме ХХ ст. не означает, тем не менее, определенного абсолютного доминирования над предыдущими этапами. Так, можно говорить, что сравнительно с реализмом эпохи Возрождения была утрачена масштабность художественных образов.
Сентиментализм – направление (течение) в литературе и искусстве второй половины XVIII ст., обозначенное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. У сентименталистов наблюдается новый взгляд на человека, который они оценивали, исходя из того, в какой мере он способен на большие, откровенные и глубокие переживания. Умение переживать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Важно, что сентиментализм изображал человека простого. Пейзаж в произведениях писателей сентиментализма получает эмоциональную характеристику. Это часть живой природы, которая будто сызнова открыта писателем, воспринятая не умом, не глазами, а сердцем. Оставаясь идейно-художественным направлением в пределах Просвещения, сентиментализм отдельными чертами подготовил романтизм (интерес к личности, эмоциональное восприятие природы). Вместе с тем сентиментализм иногда граничит с просветительским реализмом.