Лопухов и Кирсанов в романе “Что делать?”
Лопухов и Кирсанов, обыкновенные “новые люди”. Кирсанов был сын писца уездного суда… Лопухов с очень ранней молодости; почти с детства, добывал деньги на свое содержание; Кирсанов с двенадцати лет помогал отцу в переписывании бумаг, с четвертого класса гимназии тоже давал уже уроки. Оба грудью, без связей, без знакомств пролагали себе дорогу”. Лопухов и Кирсанов – типичные демократы как по своему прошлому, так по своим интересам и стремлениям.
Многие черты их характеров сближают эти образы с героем романа ” Отцы и дети “.
Образы Лопухова и Кирсанова поэтому многими своими чертами существенно отличаются от образа Базарова. Героя
Базаров отрицал искусство, поэзию, живопись, музыку. Лопухов и Кирсанов, особенно последний, натуры, тонко чувствующие прекрасное, они знают и любят искусство. Кирсанов, например, страстно любит музыку, оперу; Лопухов недурно играет на фортепьяно.
Базарову было чуждо умение находить и чувствовать красоту природы, для него природа “не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Лопухову и Кирсанову также не свойственно молитвенное, созерцательное отношение к природе, но они умеют любоваться ее красотой, и человек для них не только работник в “мастерской” природы, но и творец, преобразователь, создатель новых прекрасных ее форм. Лопухов и Кирсанов, как и Базаров, охотно занимаются опытной, прикладной стороной науки, но, в отличие от Базарова, они преимущественное значение придают теории, проверяя ее практикой. Не так, как Базаров, откосятся Лопухов и Кирсанов к женщине.
Они не только признают за женщиной право на независимость, но и помогают ей добиться подлинной свободы и независимости, ибо твердо знают: “где нет свободы, там нет счастья”. Лопухов и Кирсанов верят в святость и прочность дружбы между людьми. “Свою голову я отдал бы в твои руки без раздумья”,- говорит Кирсанов Лопухову. Для Базарова же дружба – только “ощущение”.
Во всех своих поступках они проявляют благородство, нравственную чистоту, “высокую порядочность и человечность. Так, Лопухов спасает “из подвала” Веру Павловну, Кирсанов спасает Крюкову, потом же, полюбив Веру Павловну, но не желая разбивать счастья Лопухова, отдаляется от него, а Лопухов в свою очередь, видя, что Вера Павловна может быть счастлива только с Кирсановым, “сходит со сцены”.
“Нозые люди”, подобные Лопухову и Кирсанову, обладают холодной головой и горячим сердцем. Они действуют, руководствуясь теорией “разумного эгоизма”. “Эта теория,- говорит Лопухов,- холодна, но учит человека добывать тепло… Эта теория безжалостна, но, следуя ей, люди не будут жалким предметом праздного сострадания. Эта теория прозаична, но она раскрывает истинные мотивы жизни, а поэзия – в правде жизни”.
Они поступают по “расчету”, но расчетливы, по их мнению, только благородные поступки. Честность, великодушие и расчет – для них понятия тождественные. Человек не может быть счастлив, если он не борется за счастье других людей.
Лопухов и Кирсанов отдают всю жизнь народу, работают для него в силу внутренней потребности и в этой деятельности находят глубокое удовлетворение. Лопухов охотно занимается с фабричными рабочими, просвещая их, а попав в Америку, борется
За освобождение негров; Кирсанов бесплатно лечит бедняков, с радостью читает лекции швеям в мастерской Веры Павловны.
Облегчая жизнь другим людям, они не лишают этим себя радостей жизни, не приносят себя в жертву. “Жертва – сапоги всмятку”,- говорят эти люди. Лопухову нелегко дается “уход со сцены”, но он решается на этот поступок и в нем черпает счастье и наслаждение.
“Я узнал,- говорит он,- какое. высокое наслаждение – чувствовать себя поступающим, как благородный человек… какое высокое наслаждение чувствовать себя… человеком”. “Я действовал в собственном интересе, когда решился не мешать ее счастью”.
Вся деятельность Лопухова и Кирсанова одухотворена высокой целью: они верят в наступление “золотого зека” – коммунизма – и своей деятельностью стараются приблизить то время, “когда все потребности натуры каждого человека будут удовлетворяться вполне”. Лопухов и Кирсанов – люди нового типа. “Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже крепко хватающийся за него, так, что оно не выскользнет из рук; это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них – человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: “Можно ли положиться на этого человека во всем безусловно?” Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на нее свою голову, на ней можно отдохнуть”.
Такими рисует Чернышевский образы обыкновенных “новых людей” в своем романе.
Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна – “порядочные люди нового поколения”.