Литературный анализ “Одинок я, нет отрады”

Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении “Стансы” появляется новое осмысление этой

Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в Отчизне не прощусь
Никто о мне не пожалеет!

Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души Тема

одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок – изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мирз; ни дом ни отчизна не дают ему успокоения:

Изгнаньем из страны родной
Хвалюсь повсюду, как свободой.

Тема изгнанничества является центральной в стихотворении “Тучи”. Образы тучки, облака или волны у Лермонтова – символы свободы и беспечности. Лирический герои стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они “вечные странники”, а не изгнанники Поэт иронично называет их тоже – изгнанниками”. Обращение к тучам нежное – “тучки”,

а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее – “Тучи”. Тучкам “наскучили нивы бесплодные”, а для лирического героя это “милый север – Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению Большое количество риторических вопросов выражают сомнения тоску лирического героя, его бесконечное одиночество
В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.
В стихотворении “Желанье” лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:

Дайте раз на жизнь и мне волю,
Как на чуждую мне долю.
Посмотреть поближе мне

А в стихотворении “Узник” мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать “красавицу младую” и улететь на коне “в степь, как ветер”. Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, а невозможности обрести свободу:

Одинок я – нет отрады стены голые кругом…

Эта тема развивается в балладе “Пленный рыцарь”. Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи:
Нет на устах моих грешной молитвы.
Нету ми песен во славу любезной…

У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему “голову давит”, “шлема забрало – решетка бойницы”, щит – дубовые двери темницы”. Заканчивается стихотворение появлением образа смерти – трагической развязки.
Смерть, как приедем, подержит мне стремя:
Слезу и сдерну с лица я забрало!
Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу.

Период “безвременья” 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В. Г Белинского, “…нет пушкинского разгула на пиру жизни”.
Таким образом, мы видим, что мотивы одиночества преобладают в творчестве М. Ю. Лермонтова. Несмотря на то, что поэт был одним из образованнейших людей эпохи, он не находил понимания у представителей своего сословного круга. Лермонтов отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти. Все это нашло отражение в его творчестве.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Литературный анализ “Одинок я, нет отрады”