Краткое изложение второй главы романа “Война и мир”: Сцена объяснения Пьера с Элен
Ситуация разрешилась в день именин Элен, когда в дом к Курагиным были приглашены родные и друзья: “Всем этим родным и друзьям дано было чувствовать, что в этот день должна решиться участь, именинницы”. Толстой описывает убранство столовой, в которой ужинают гости, разговоры, ведущиеся за столом, анекдот, рассказанный князем Василием, чтобы рассмешить присутствующих. Но все пронимают, что главное на этом вечере-развитие отношений между Пьером и Элен. Вся обстановка давит на Пьера, вынуждая сделать ложный шаг, и руководителем этого действа
Пьер находится в полной растерянности, он вспоминает, как началось это странное для него состояние, он не слышит вопросов, обращенных к нему. Гости постепенно разъезжаются, полные зависти к князю Василию, сумевшему заполучить такого богатого жениха для своей дочери, мужчины завидуют Пьеру, даже мать Элен мучается завистью к счастью своей дочери… Пьер и Элен остаются одни а маленькой гостиной, но он все не делал
Пьер понимает, что все произошло без его участия, но думает, что так и надо, для него главное, что кончилась неопределенность. Толстой очень простым приемом показывает читателю, что ни о какой любви в отношениях между Пьером и Элен речи не идет Пьер даже не знает, что сказать своей невесте: “Что-то такое особенное говорят в этих случаях, – думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях”. Сама же Элен не теряет присутствия духа, она знает, что помолвку надо скрепить поцелуем, и на ломаном русском языке она говорит Пьеру: “Ах, снимите эти, как Эти…”, имея в виду его очки. Пьера поражает животная грубость Элен: “Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движением головы перехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением”. Наконец он вспомнил, что надо признаться в любви, “но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за Себя”.
Иронично звучит концовка главы. Женитьба на Элен была огромной ошибкой Пьера, но страдания его небыли бесплодны: он стал размышлять, анализировать свои поступки, он извлек уроки из сложившейся ситуации, смог изменить себя в лучшую сторону. Толстой показывает нам, что характер человека складывается из многих составляющих факторов, а страдания и муки очищают и облагораживают людей.
Из эпилога, которым заканчивается роман, мы узнаем о том, как жили его герои после окончания Отечественной войны 1812 года. Пьер Безухов и Наташа Ростова соединили свои судьбы, нашли свое счастье. Пьера по-прежнему волнует вопрос о будущем его родины. Он стал членом тайной организации, из которой позднее выйдут декабристы. К его горячим речам внимательно прислушивается юный Николенька Болконский, сын князя Андрея, умершего от раны, полученной на Бородинском поле.
О будущем этих людей можно догадаться, вслушавшись в их беседу. Николенька спрашивает Пьера: “Дядя Пьер… Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами?”
И Пьер отвечает: “Я думаю, что да…”
В конце романа Толстой рисует сон Николеньки Болконского. Они с Пьером идут на трудный и славный подвиг впереди огромного войска. Проснувшись, Николенька принимает твердое решение: жить так, чтобы быть достойным памяти своего отца. “Отец! Отец! – думает Николенька. – Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен”.
Этой клятвой Николеньки Толстой завершает сюжетную линию романа, как бы приоткрывая завесу в будущее, протягивая нити от одной эпохи русской жизни к другой, когда на историческую арену вышли герои 1825 года – декабристы.