Краткое изложение романа Пауля Шаллюка “Энгельберт Рейнеке”
Действие романа Пауля Шаллюка (род. в 1922 г.) “Эн-гельберт Рейнеке” (1959) происходит в течение Одного дня, ставшего для героя днем принципиального решения своей судьбы. Решение же пришло в результате анализа, в итоге сопоставления прошлого с настоящим, вследствие пробудившегося чувства ответственности. Рейнеке рассказывает о своих исканиях и заблуждениях и оценивает собственные мысли и поступки, ведя спор с самим собой.
Пройдя в солдатской шинели через войну, Энгельберт сделался после войны школьным учителем математики. Учителя школы
Если власти приказывали вывесить флаги, он вывешивал, но подпиливал древко, – как только строй коричневорубашечников начинал сотрясать своим топотом землю, древко обламывалось и флаг падал. Когда от всех немцев потребовали, чтобы они приветствовали
Нашлись осведомители. “Нет-и-нет” был схвачен и замучен в застенках. Память о нем, однако, жила как ободрение одних и упрек другим. Вот эти-то другие и не любили Энгельберта, и сыну казалось, что память об отце мешает ему определиться в жизни.
Действие романа начинается утром того дня, когда, решив уйти из школы, Энгельберт получает от приятеля долгожданное письмо с предложением другой работы. День проходит в воспоминаниях и раздумьях, приводящих героя к отказу от уже принятого было решения. Он бродит по улицам города, вспоминает об арестах, насилиях, пожарах, думает об убитом фашистами отце, посещает его друга, старого учителя рисования. И вдруг понимает, что он, как и его отец, ответствен перед детьми и не имеет морального права освободить себя от этой ответственности. Он остается в школе, отказываясь от предложения, казавшегося ему раньше соблазнительным.
Это решение не вносит в жизнь Энгельберта никаких внешних изменений, но меняет ее по существу. Раньше он видел себя одиноко блуждающим в темном лабиринте, из которого нет выхода. Теперь же чувствует, что вышел из лабиринта к свету и что рядом с ним люди. Он видит теперь, что среди школьных учителей есть не только последыши фашистов, но и честные, свободолюбивые люди, ненавидящие фашизм и стремящиеся воспитать детей в духе демократизма, гуманности. Энгельберт и его друзья как бы принимают эстафету от Леопольда Рейнека, сын становится наследником отца не только по крови, но и по духу.
Глубокое развитие мотив испытания и личной ответственности получил в романах Г. Белля “Дом без хозяина” (1954), “Бильярд в половине десятого” (1959), “Глазами клоуна” (1963). Во всех этих произведениях Белль показывает рядовых немцев, по-своему повинных в трагических и постыдных поворотах истории Германии, но способных осознать свою ответственность и по-новому взглянуть на мир.