Краткое изложение романа Э. Штритматтера “Оле Бинкоп”
Сюжет романа во многом схожем с “Поднятой целиной” М. Шолохова. Роман посвящен преобразованию жизни в немецкой деревне. В ходе развития действия в нем происходит переакцентовка конфликта. Вначале основой сюжета является конфликт нового, социалистического, со старым, буржуазным. Крестьянин-бедняк ОлеХанзен, который по завету своего погибшего друга Антона Дюрра организует в деревне Блюменау крестьянское трудовое товарищество, сталкивается прежде всего с местным богатеем, владельцем лесопилки Рамшем, всячески мешающим утверждению
Немало сил тратит Оле Ханзен и на убеждение крестьян, нелегко изживающих частнособственнические стремления. Затем, однако, на первый план выдвигаются конфликты, связанные с совсем другими помехами социалистическому строительству: с догматизмом, бюрократизмом, боязнью творческой инициативы. Фигура Рам-ша отодвигается на задний план. Оле теперь приходится воевать с бургомистром Фридой Симеон, с районным секретарем Вуншгетрейем. Так ведь развивается и сама жизнь. Противоречия, которые были главными, могут потом оказаться второстепенными, а то, что прежде было несущественно, может позднее стать важным.
Оле
Неуемная активность Оле раздражает Фриду Симеон. Фрида-тупой догматик, в ее глазах право на существование имеет только то, что совершается не по собственному разумению, а по указанию начальства. Сама она действует только так и только себя считает правой всегда и во всем.
“Партия – это Фрида Симеон, – иронизирует писатель. – За всеми другими партийцами числятся уклоны, такие и эдакие. Фрида для партии в Блюменау значит то же, что для геометров всего мира эталонный метр, хранящийся в Париже в глубоком подвале”.
Таких людей один из персонажей романа, Антон Дюрр, называет дрессированными – они ему очень не нравятся, он считает их “поруганием всего высокого, что рождает земля”. Инициативу Оле, пытающегося создать колхоз, Фрида объявляет пособничеством врагу и требует его исключения из партии. Но партия принимает решение, из которого явствует, что прав Оле, а не Фрида Симеон. Борьба с догматизмом и формализмом оказывается нелегкой и драматичной. Оле в этой борьбе побеждает, но гибнет. Вопреки недоверию и запрету со стороны Фриды он сам вскапывает участок поля, где, как он знал со слов своего отца, были сокрыты ценные удобряющие вещества, копает упрямо, всю ночь напролет, в холод и ветер, надрывается и умирает.
“Вот он лежит: не черт и не ангел, просто человек”,- с болью и гордостью за Оле говорит его друг, старый коммунист Карл Крюгер. “Из-за своеволия и погиб, – сердится Эмма, вдова Антона Дюрра, – Антон никогда бы этого не допустил”. “Своеволие без своекорыстия – для этого в человеческом языке пока нет слов”, – отвечает Карл Крюгер.
Горечь утраты соединяется в финале со светлой нотой: “Занимается утро. Солнце ослепительно сияет, будто уже повернуло на весну. Даже озера очистились от льда. Экскаватор на гусеничном ходу ползет в луга”. Жизнь продолжается, и Оле немало сделал для ее торжества. Судьбу деревни Блюменау Штритматтер сопрягает не только с жизнью республики.
“Земля кружится в мировом пространстве… Так что же тогда деревня на этой земле? Глазок на кожуре подгнившей картофелины или красная точечка на освещенной солнцем стороне наливающегося яблока?”
Эти слова – зачин и завершение романа. Они, как рефрен, много раз повторяются в ходе повествования, вносят в роман философ-ско-поэтическую струю. Жизнь рядовых крестьян из рядового немецкого селения предстает благодаря этому как часть жизни всего человечества, всей планеты, даже Космоса. Из их трудовых буден складывается большая история. Штритматтер видит и зримо воссоздает драматические и комические подробности каждодневной жизни простых людей, но он видит также высокий смысл, казалось бы, столь обычных сельских происшествий и дел.