Краткое изложение Леош Яначек. Ее падчерица
ЕЕ ПАДЧЕРИЦА
Опера в трех актах
Либретто Л. Яначека по пьесе Г. Прейссовой
Действующие лица:
Бабушка Бурыйя, хозяйка мельницы | Контральто Тенор Тенор Сопрано Сопрано Бас Бас Меццо сопрано Меццо сопрано Меццо сопрано Сопрано Сопрано Меццо сопрано | |
Лаца Клемень Штева Бурыйя | } | Сводные братья, ее внуки |
Дьячиха, (церковная сторожиха), вдова, Невестка Бурыйи Енуфа, Старик-работник на мельнице Староста Старостиха Каролка, их дочь Служанка Варена, служанка Янек, пастушок Кума |
Рекруты, музыканты, рабочие на мельнице, деревенские жители, дети.
Действие происходит в чешской деревне в конце XIX века.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В 1891 году в брненском театре состоялась премьера пьесы “Ее падчерица” молодой чешской писательницы Габриэлы Прейссовой (1862-1946). Это жизненная драма из крестьянского быта, обличающая косность и жестокость нравов в отдаленных заброшенных деревнях Моравии. Спектакль произвел на Яначека сильное
Премьера состоялась 21 января 1904 года в Старом театре в Брно и сопровождалась огромным успехом. В Праге “Ее падчерица” была поставлена в 1916 году в новой редакции, а в феврале 1918 года состоялась премьера оперы в Вене.
МУЗЫКА
Музыка “Ее падчерицы” отличается ярким национальным колоритом, пленяет свежестью и своеобразием. Следуя традициям Даргомыжского и Мусоргского, композитор пронизал музыкальный язык оперы декламационностью, оборотами, близкими к реальной человеческой речи. Вместе с тем здесь широко использовано мелодическое богатство чешского песенного фольклора, особенно в крайних актах, большая часть которых отведена разнохарактерным массовым сценам; второй же акт – центр психологической драмы.
Оркестровое вступление первого акта передает тревогу и смятение Енуфы. Тот же характер музыки сохраняется в ее монологе “Уж вечер близок” с выразительной распевной мелодикой. Монолог Лацы “Вы, бабушка…” проникнут горечью, обидой. В квартете Енуфы, Бурыйи, Лацы и Работника выражены противоречивые чувства, волнующие каждого из них. Хор новобранцев написан в духе разудалой молодецкой песни. Дуэт Штевы и Енуфы основан на резком противопоставлении мягких, напевных лирических интонаций девушки и резких, грубых, отрывистых возгласов парня. Хор “Как средь гор каменных”, подобно рекрутской песне – народного склада, на этот раз плясового. Финал – драматическая кульминация акта (сцена Лацы и Енуфы) – завершается оркестром; сцена членится на несколько разделов; в первом (Лаца насмехается над Енуфой) музыка носит танцевальный характер; во втором – лирическом – господствует светлая напевная мелодика в третьем – драматически насыщенном – отрывочные восклицания героев накладываются на экспрессивную оркестровую партию.
Оркестровая интродукция второго акта передает гнетущую атмосферу в избе Дьячихи. На тех же музыкальных темах построен последующий диалог Енуфы и Дьячихи. Сцена Дьячихи и Штевы глубоко драматична; гневные реплики старухи чередуются с молящими, полными страха и смятения, интонациями Штевы. Тревожно звучит диалог Дьячихи и Лацы. Монолог Дьячихи “Каждое мгновение” развивается от однообразных монотонно повторяющихся мотивов через мелодию молитвенного склада к исступленному заключению. В монологе Енуфы “Мамочка” сопоставлены различные эмоциональные состояния – душевная усталость, угнетенность, страх за ребенка, бессилие. Трагическая сцена Дьячихи и Енуфы сменяется просветленным дуэтом Енуфы и Лацы. Заключение акта – полный тревоги монолог Дьячихи “Мне глядела смерть…”
Вступление к третьему акту воплощает тяжкие переживания Дьячихи. Первая половина акта пронизана контрастами; подавленности, страху и тревоге противопоставлено праздничное беззаботное настроение, царяшее вокруг. Дуэт Енуфы и Лацы светел и безмятежен. Радостен женский хор “Ой, мама, мама”. Сцена признания Дьячихи глубоко драматична; ее речь сплетается с взволнованными репликами хора и других действующих лиц. Заканчивается опера дуэтом Енуфы и Лацы – широкораспевной, лирически подъемной музыкой, звучащей и в оркестровом заключении.