Краткое изложение из народного эпоса былина “Авдотья Рязаночка”

Былина об Авдотье Рязаночке отразила конкретное историческое событие: безжалостное уничтожение Рязани в 1237 году ханом Батыем. Набеги чужеземцев на Русь продолжались и после освобождения от монголо-татарского ига, поэтому хан Батый назван в былине Бахметом турецким.
Оставшись одна в разоренной врагом Рязани, Авдотья Рязаночка, “молодая женка”, отправилась к Бахмету турецкому, чтобы освободить своих соотечественников из вражеского полона. Пройдя “три заставы великие” – реки, озера глубокие; чистые поля широкие и темные леса со зверьем лютым, Авдотья явилась к старому королю Бахмету турецкому. Пораженный смелостью и храбростью молодой женщины, он не только отдал ей пленных рязанцев, но и наделил золотом. Авдотья вернулась на родину, в “Рязань опустелую”, и на это золото построила город заново. Как старый король Бахмет турецкий Воевал он землю российскую, Добывал он старую Рязань-город подлесную. Он стоял под городом со своей силой-армией.
Да й разорил Рязань-город подлесную,
Разорил Рязань-де город на-пусто.
Он в Рязани князей, бояр всех вырубил,
Да и княгинь, боярынь-то тех живых в полон побрал,

Полонил он народу многи тысячи.
Он повел-то полон в свою землю турецкую,
Становил на дороге три заставы великие:
Первую заставу великую –
Напускал реки, озера глубокие;
Другую заставу великую –
В

чистых полях широких
Становил воров-разбойников;
А третью заставу – в темных лесах
Напустил зверьев лютыих.
Только в Рязани во городе
Оставалась одна молодая женка Авдотья Рязаночка.
Она пошла в землю турецкую
Да ко старому королю ко Бахмету турецкому,
Да она пошла полону просить.
Шла-то она не путем, не дорогою.
Да глубоки-то реки, озера широкие
Те она плывом плыла;
А мелкие-то реки, озера широкие
Да те ли она бродом брела.
Да прошла ли она заставу великую,
А чистые поля те широкие,
Воров-разбойников тех о полден прошла
(Как о полден воры лютые То опочив держат).

Да прошла-то вторую заставу великую, Да темны те леса дремучие, Лютых зверей тех о полночь прошла (Да о полночь звери лютые Те опочив держат).
Приходила во землю турецкую
Ко старому королю Бахмету турецкому,
Да в его ли палаты королевские.
Она крест-то кладет по-писаному,
А поклоны-то ведет по-ученому,
Да она бьет королю-то челом, низко кланяется:
– Да ты, государь король-то Бахмет турецкий-то!
Разорил ты нашу старую Рязань-город подлесную,

Да ты князей наших, бояр всех повырубил,
Ты княгинь наших, боярынь тех живых в полон побрал,
Ты брал полону народу много тысячей,
Ты завел полон в свою землю турецкую.
Я молодая женка Авдотья Рязаночка,
Я осталась в Рязани одинешенька.
Я пришла сюда к тебе, сама да изволила:
Не возможно ли будет отпустить мне народу
сколько-нибудь пленного, Хоть бы своего-то роду-племени?
Говорит король Бахмет турецкий-то:
– Молодая ты женка Авдотья Рязаночка!
Как я разорил вашу стару Рязань подлесную,
Да я князей, бояр я всех повырубил,
Я княгинь, боярынь да тех живых в полон побрал,
Да я брал полону народу многи тысячи,
Я завел полон в свою землю турецкую,
Становил на дорогу три заставы великие:
Первую заставу великую –
Реки, озера глубокие.
Вторую заставу великую –
В чистые поля широкие
Становил лютых воров-разбойников.
Да третью заставу великую –
В темные леса те дремучие
Напустил я лютых зверей.
Да скажи ты мне, женка Авдотья Рязаночка,
Как ты эти заставы прошла и проехала?
Ответ держит женка Авдотья Рязаночка:
– Ай ты, старый король Бахмет турецкий-то!
Я эти заставы великие
Прошла не путем, недорогою.
Как я реки, озера глубокие –
Те я плывом плыла.
А чистые поля те широкие.
Воров-то, разбойников –
Тех-то я о полден прошла
(О полден воры – разбойники
Они опочив держат).
Темные леса-то, лютых зверей –

Тех-то я в полночь прошла (О полночь звери лютые Те опочив держат).
Да те ли речи королю прйлюбилися, Говорит старый король Бахмет турецкий-то:
– Ай же ты, молодая женка Авдотья Рязаночка!
Да умела с королем речь говорить,
Да умей попросить у короля из полона-то головушку, Да которой головушки больше век не нажить будет. Да говорит молодая женка Авдотья Рязаночка:
– Ай ты, старый король Бахмет турецкий-то!
Я замуж выйду да с мужем наживу.
Да у меня будет свекор – стану звать батюшкой,
Да ли будет свекровь – стану звать матушкой,
А ведь буду у них снохою слыть.
Да поживу с мужем – я сынка рожу,
Да вспою-вскормлю – у меня и сын будет.
Да станет меня звать матушкой.
Да я сынка женю да и сноху возьму,
Да буду ли я и свекровью слыть.
Да еще же я поживу с мужем,
Да и себе дочь рожу.
Да вспою-вскормлю – у меня и дочь будет,
Да станет меня звать матушкой.
Да дочку я замуж отдам,
Да й у меня и зять будет,
И буду я тещей слыть.
А не нажить-то мне той будет головушки,
Да милого-то братца любимого.
И не видать-то мне братца будет век и по веку.
Да те ли речи королю полюбилися, Говорил-то он женке таковы слова:
– Ай же ты, молодая женка Авдотья Рязаночка!
Ты умела просить у короля из полона головушку,
Да которой-то не нажить и век будет.
Когда я разорял вашу старую Рязань-город подлесную, Я князей, бояр-то всех повырубил, А княгинь, боярынь я тех живых в полон побрал, Брал в полон народа много тысячей,

Да убили у меня милого братца любимого,
Не нажить мне братца будет век и по веку!
Да ты, молодая женка Авдотья Рязаночка,
Ты бери-ка народ свой полоненный-то
Да уведи его в Рязань до единого.
Да за твои те слова за учливые
Да ты бери себе золотой казны
Да в моей-то земле во турецкой-то,
Да ли столько бери себе, сколько надобно.
Тут женка Авдотья Рязаночка
Брала себе народ полоненный-то,
Да и взяла она золотой казны
Да из той земли из турецкой-то,
Да сколько ей было надобно.
Да привела-то народ полоненный-то
Да во ту ли Рязань во опустелую,
Да она построила Рязань-город наново.
Да с той поры Рязань стала славная,
Да с той поры стала Рязань-то богатая,
Да тут ли в Рязани Авдотьино имя возвеличилось.
Да и тем дело кончилось.


В чому особливість п'єси чайка.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Краткое изложение из народного эпоса былина “Авдотья Рязаночка”