Краткое изложение Джакомо Пуччини. Девушка с Запада
ДЕВУШКА С ЗАПАДА
Опера в трех актах
Либретто Г. Чивинини и К. Цангарини
Действующие лица:
Минни, хозяйка бара на прииске Джек Рэнч, шериф Дик Джонсон (Рамерец) Ник, кельнер “Польки” Эшби, агент транспортной компании | Сопрано Баритон Тенор Тенор Бас Баритон Тенор Баритон Баритон Тенор Тенор Баритон Бас Бас Меццо сопрано Баритон Бас Тенор | |
Сонора Трин Сид Белло Гарри Джой Хеппи Ларкенс | } | Золотоискатели |
Билли Уокли, его жена Джек Уэлеч Джозе Кастро, метис, из банды Рамереца Почтальон |
Золотоискатели.
Действие происходит в Калифорнии в 1849-1850 гг.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В 1905 году в Нью-Йорке Пуччини присутствовал на премьере драмы Давида Беласко “Девушка с золотого Запада”. Спектакль произвел на него огромное впечатление. Как раз в это время композитор искал сюжет для новой оперы; “Девушка с золотого Запада” привлекла его внимание суровым романтическим
МУЗЫКА
“Девушка с Запада” отмечена стремительностью развития действия, яркой театральностью, свежестью музыкального языка и оркестровой палитры. Хотя порой она грешит мелодраматизмом и внешними эффектами, в целом в опере, безусловно, преобладают достоинства.
Вступление концентрирует в себе лирические настроения оперы. Первый акт – широко развернутая жанрово-бытовая сцена. Сольные реплики чередуются с ансамблевыми, речитативные фразы – с краткими восклицаниями. Вставной номер – грустно меланхолическая песня Уэлеча “Вспоминая обо мне, сон теряет мать родная” – выдержан в народном духе. Большого драматического накала достигают последующие массовые сцены. Перелом наступает в момент выхода Минни, когда в оркестре появляется распевная лирическая тема, рисующая ее пленительный облик. Сцена Минни и Рэнча вначале сдержанна, приглушенно сумрачна; затем партия Рэнча приобретает лирическую окраску (“Минни, родной свой дом…”), а в речах Минни воцаряется спокойствие (“Любовь куда дороже…”). В сцене Минни, Джонсона и Рэнча ведущую роль играет оркестр; он передает внутреннее волнение Минни и Джонсона,.речитативные фразы которых внешне безразличны. Звучит вальс-бостон эстрадного плана, на него накладываются злобные реплики Рэнча (“Я – шериф всей округи… Надо мной не смеются…”), восклицания хора. Беззаботный танцевальный ритм вытесняется мрачным маршем, на фоне которого разворачивается сцена золотоискателей с бандитом Кастро. Сцена объяснения Минни и Джонсона, начинаясь в спокойных лирических тонах (“Мистер Джонсон, вы здесь остались”), к заключению акта достигает огромного эмоционального напряжения.
Краткое оркестровое вступление ко второму акту наделено экзотически терпким колоритом, призванным охарактеризовать индейцев. Те же суровые архаические звучания сохраняются в сцене Билли и Уокли (“Крем и бисквиты хозяйке”). Сцена Минни и Джонсона (“Ах, как вы прекрасны”) покоряет широким мелодическим дыханием, искренностью и эмоциональной полнотой. С приходом золотоискателей в музыке возникают тревожные краски. Скорбное ариозо Джонсона “Позволь мне только слово” сопровождается мелодико-ритмическими оборотами похоронного марша.
Беседа Рэнча и Ника (“Я уверяю вас, шериф”) звучит на фоне одиночных, словно застылых аккордов. Последующие ансамблевые сцены носят возбужденный характер. Ариозо Джонсона “Дайте ей поверить” полно отчаяния и скорби. В сцене Минни с золотоискателями глубоко драматические интонации сменяются жалобными, ласково-молящие – страстными. Заключительный дуэт Минни и Джонсона “Прощай, прекрасная родина, прощай, моя Калифорния” в сопровождении хора носит просветленный, умиротворенный характер.