Его я считаю мастером русского слова
Афанасий Фет… Его поэзия свежая и трепетная, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту и благозвучность русского слова. Когда я впервые прочитала его лирическую пьесу “Шепот, робкое дыханье…”, то почувствовала какой-то особый настрой, приток жизненной силы. Именно это стихотворение стало “самым фетовским”, своеобразным поэтическим “автопортретом”. Ведь это просто чудо! Стихотворение построено только из именительных предложений. Ни одного глагола. Только предметы и явления, называемые
Ряд волшебный изменений
Милого лица,
В дымных щечках пурпур розы,
Отблеск Янтаря,
И
И заря, заря!..
Так о любви до Фета еще никто не писал. Тема старая, более того – вечная. А от фетовских строк веет свежестью и новизной. Фет писал: “Под новизной я понимаю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства”. И вот читаем его “Я пришел к тебе с приветом…”.
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Рассказать, что лес проснулся…
Необычно уже само начало стихотворения, необычно по сравнению с принятой нормой в поэзии. Ведь начальная фраза фетовского стихотворения совсем неточная и даже не совсем правильная: “Я пришел к тебе с приветом, рассказать…”. Позволил бы себе так сказать Пушкин? Но именно эта неточность создает не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт будто специально и не задумывается над словами, а они сами к нему пришли. И это производит сильное художественное впечатление. А какой прекрасный его пейзаж! Перед нами стоит российская весна:
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Мы чувствуем, как радуется приходу весны поэт, как волнуется и блаженствует его душа. Сколько голосов на лугу, в саду, в поле славят лето! Пение птиц, звон ручья, треск кузнечиков, жужжание пчел сливаются в радостную музыку. Строки Фета вбирают ее в себя и тоже начинают звучать напевно, мелодично. Даже в ночной тишине есть своя музыка:
Ночь нет, как дух бесплотный,
Теплый воздух онемелый…
А вот картинка зимы в современной Фету деревне. Невольно обращаешь внимание, сколько подробностей сельского быта любовно запомнил Фет.
Вот утро севера – сонливое,
Скупое – лениво смотрится в окно
И серий дым ковром тихонько
Стелется над кровлею с коньком.
Строки у стихотворения длинные, неторопливые – ведь они изображают “сонливость” зимнего утра. У Фета нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще. Его флора и фауна всегда конкретна и определена. В поэзию входят наблюдения человека, определяет по голосу не только то, что птица поет, но и где она находится.
Новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму, именно этот стиль давал возможность заострить и приумножить изобразительную силу слова. Вот начало стихотворения:
Над озером лебедь в тростник потянул,
В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре утонул
Меж двух изгибаясь небес.
Лес описан таким, каким он представился взгляду поэта: лес и его отражение в воде даны как одно целое, как лес, выгнулся между двумя вершинами, утонувшими среди двух небес. А. Фет очень музыкальный, его стихотворение часто уже самим подбором звуков создает у нас то или иное настроение. “Что не выскажешь словами, звуком на душу напой”, – писал Фет. Его поэзия завораживает нас своим звучанием. Она отражает живую жизнь, одновременно раскрывая внутренний мир человека, красоту русской природы, воспитывает любовь к русским просторам, выражает радость и светлую восторженность. Афанасий Фет вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, мастер лирической миниатюры. Его стихи поражают яркостью и сочностью красок, большим эмоциональным напряжением. И как не согласиться с высокой оценкой мастерства А. А. Фета, которую дал Н. Г. Чернышевский: “Кто не любит, тот не имеет поэтического чувства”.