Драматургия Мольера в контексте развития мирового театрального искусства
Мольер создатель национальной французской комедии, классик мировой литературы. Его комедия умна, философична, вызывает смех зрителя. Это не “смех ради смеха”, а смех во имя решения важных нравственных и социальных проблем. Театр Мольера – великая школа, где драматург, смеясь и балагуря, поучает зрителя веселым, шутливым языком, ставя перед ним глубочайшие политические, общественные, философские, нравственные проблемы. Не случайно некоторые свои комедии он так и называет – “Школа жен”, “Школа мужей”.
Мольер (Жан Батист
Эстетические взгляды. “Театр обладает великой исправительной силой”. “Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на всеобщее посмеяние”. “Комедия не что иное, как остроумная поэма, обличающая человеческие недостатки занимательными поучениями”. Две задачи перед комедией: поучать и развлекать. “Театр – это зеркало общества, – говорит он. – Изображая людей, вы пишите с натуры. Портреты их должны быть схожи, и вы ничего не достигли, если в них не узнают людей вашего века”. Задача комедии – “дать на сцене приятное изображение общих недостатков”.
Расин не пожелал ставить свои трагедии в театре Мольера именно потому, что слишком естественен был метод сценического раскрытия актерами авторского текста.
В комедии М. характерные особенности классицистического театра. В начале пьесы обычно ставиться какая-то нравственная, общественная или философская проблема, здесь же указывается на размежевание сил. Две точки зрения, два толкования, два мнения. В конце пьесы – решение, мнение автора.
Вторая особ-ть классицистического театра – предельная концентрация сценических средств вокруг главной идеи, главной черты характера носителя этой авторской идеи (лицемерие – “Тартюф”, скупость – “Скупой” и т. д.). Развитие сюжета, драматургический конфликт, коллизии и даже сами сценические персонажи лишь иллюстрируют заданную тему.