Диалоги князя Андрея и Пьера и их роль в романе
После отмены крепостного права в литературе открывались новые страницы русской жизни. Написание романа ” Война и мир ” связано с событиями, происходящими в России. В романе участвует более пятисот героев. Он изображает каждого человека, и все они рисуются по-разному. Одни герои нравятся нам, других мы ненавидим. Мы, читая роман “Война и мир”, живем вместе с ними, слышим их голоса, узнаем их мир. Этот роман называется романом-эпопеей, который раскрывает и показывает нам события из истории страны. Главная мысль романа – мысль народная.
На протяжении всего романа Толстой называет Россию “беспокойным миром” придворных вельмож, которые равнодушны к судьбе родины. Бородинское сражение для них – “только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку”. У Анны Павловны Шеррер в салоне в это время собираются гости и читают живое письмо. Они не понимают, что в этой битве сражается простой народ. Эти простые солдаты-крестьяне
Толстой рисует силу подвига народа, и в это время он показывает муки, которые приносит война. Он с любовью говорит о тех, кто вынес тяжкие испытания для того, чтобы освободить родную землю. Сам Кутузов говорит: “Чудесный, бесподоб ный народ”. Даже сам купец Ферапонтов произносит слова с гневом о сдаче русскими Смоленска: “Решилось! Россия!.. Алтаныч! Решилось! Сам запалю. Решилось…” Крестьяне жгут свои дома, чтобы ничего не осталось врагу. С французами боролись простые крестьяне, старостиха Василиса, побившая сотню французов, дьячок; истинные герои в то время были простые солдаты, как Тихон Щербатый. Это был “самый полезный и храбрый человек”. Он с топором в руках идет на врага, потому что у него большая ненависть к противнику. Но он жесток только к врагам, с друзьями он любит пошутить при любых обстоятельствах. Платон Каратаев совсем не похож на Тихона Щербатого. Он любит всех людей, даже французов, говорит ласково, говорит о людях, о жизни. Он любит говорить пословицами: “Не нашим умом, а божьим судом”. Он ищет правду.
В войне 1812 года цели ее ясны каждому солдату, крестьянину, и потому она носит народный характер. И главным героем произведения Толстого является народ.
“Война и мир” – это роман-эпопея. В произведении показаны исключительные по важности исторические события и роль народа в этих событиях. Неправильно было бы пытаться объяснить поражение французов какой-то особой гениальностью русских полководцев или роковыми просчетами Наполеона. Судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова, Тимохина… Да перечислишь ли всех? Толстой-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего дубину освободительной войны против захватчиков.
Вчитаемся в слова писателя о характере войны 1812 года: “… Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднимаясь, опускаясь, гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. Действия защитников Родины бессознательны, но целесообразны. Не какие-то логические выкладки или правила заставляют людей участвовать в борьбе с врагом. Может быть, сказывается та самая “сила бессознательного добра”, о которой писал позднее в своем романе “Жизнь и судьба” крупнейший художник XX века Василий Гроссман. Во всяком случае, народный дух в полной мере проявляет себя и в Бородинском сражении, и в других важных эпизодах кампании 1812 года.
Лев Толстой с любовью и уважением рисует героев партизанской войны. Вот Денисов, “покраснев, как девушка”, излагает Кутузову план “разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой”. И “странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице”. Но Денисов ис кренен и естествен. Вскоре мы видим его в рядах партизан. “22-го сентября Денисов, бывший одним из партизан, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти”. Совместно с Дороховым он готовит захват французского транспорта. Не смущает и численное превосходство деморализованного врага. Главное – узнать, какие войска сопровождают обоз. Мужику-партизану Тихону Щербатому дано задание “взять языка”. “Пластун” проявляет незаурядное мужество, энергию и ловкость. Будучи замечен французами, Тихон, “подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновение, выбрался на поверхность весь черный от воды и побежал дальше”. Можно ли удивляться. тому, что “Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии? Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов…”.
Однако даже рассказ Щербатого об убийстве пленного француза не вызывает у нас мыслей о какой-то особой жестокости или мстительности мужика из Покровского. Нельзя назвать жестоким и Денисова. Командир партизанского отряда заботится о пленных французах, по-своему жалеет их. Поведение же карьериста Долохова – скорее исключение из правила, чем правило. Вспомним, что Толстой пишет не только о смелости этого человека, но и о его безжалостности. Он безразличен к смерти Пети, погибшего во время атаки на французский транспорт. Он жаждет крови разбитого врага. Возьмем характерный эпизод. Долохов подходит к “неподвижному, с раскинутыми руками лежавшему Пете…
– Готов,- повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся Казаки,- Брать не будем! – крикнул он Денисову”. Но эта сцена – исключение. Выиграна война не Долоховым и ему подобными, а русским народом, его армией, оружием, верой и любовью. И этим людям прекрасно знакомо милосердие, ведомы сострадание и печаль. Неподдельно горе Денисова после смерти Пети Ростова. “Денисов… подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети… И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которым Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него”. И все-таки Денисов не пытается выместить свои страдания на пленных французах.
Подчеркивая тем самым мысль Толстого в романе, что народ не жаждет крови врага. Не об этом ли качестве победителей говорит Кутузов сразу же после Красненского боя? Пленные французы вызывают сострадание главнокомандующего и всей русской армии: “Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди”. Таким образом, история обретает нравственный смысл. “Дубина народной войны” – это не столько военное, сколько нравственное возмездие захватчикам и их самолюбивому императору. Это проявление той высшей справедливости, которая, по мысли Толстого, рано или поздно побеждает в жизни человеческого общества.