Античные сюжеты в произведениях литераторов Франции
Заметную трансформацию претерпевает в те годы и драматургия. Арман Салакру (род. в 1899 г.) из числа многих отошедших от сюрреализма писателей. С сюрреализмом связаны пьесы Салакру 20-х годов. В 30-е годы в его драматургии все определеннее обозначается социально-сатирическая антибуржуазная тенденция (“Человек, подобный другим”, 1936), даже с уловимым антифашистски”! оттенком (“Земля кругла”, 1938). Но в драматургии, в сравнении с прозой, вторжение общественно-политической проблематики было затруднено, не всегда знаменовало развитие реализма.
Значительная часть пьес Жана Жироду – “перелицованные” античные сюжеты. Он стал создателем
Пьесы Жана Жироду – не просто эффектное зрелище, созданное виртуозом-комедиографом. Основа “мифологического театра” – релятивизм и глубочайший пессимизм. Не случайно экзистенциалистская драматургия во Франции (Сартр, Камю, Ануй) родственно близка драматургии Жироду и развивала даже “мифологический” жанр. Изображенный Жироду маскарад исторических эпох соответствовал экзистенциалистскому отрицанию закономерности исторического процесса. Драматургия Жироду поэтому противостояла народному театру Роллана и близких ему художников, противостояла “Робеспьеру” с его историзмом, с его проникновением в сущность эпохи и пафосом утверждения революции. Однако и творчество Жи-роду в 30-е годы заметно менялось.
В 1935 году впервые была представлена его драма “Троянской войны не будет”. Здесь известные легендарные герои – Елена, дочь Зевса и Леды, похитивший Елену красавец Парис, Гектор, вещая Кассандра и т. п. Однако это все дано в масштабах обыкновенного современного человека. Легендарное и величественное снижается в комических ситуациях и забавных диалогах героев, острословов, ведущих словесные дуэли. Через эффектные реплики и пикантные разговоры пробивается назойливая и неотвратимая тема – тема войны. Что бы ни делали герои – все, что происходит, воспринимается как недолгий перерыв между войнами: “Эта война – последняя… А за ней другая”. Неотвратимость войны особенно резко воспринимается благодаря контрасту с разумностью и сдержанностью героев пьесы, осознанностью их поведения, логичностью поступков. “Троянской войны не будет”:- политическая трагикомедия с актуальнейшим содержанием, с такой острой для 30-х годов темой, как тема войны. Но мифологическое убранство и в этой пьесе Жироду – важнейший элемент его концепции: драмы наших современников могут сыграть и персонажи из далекого прошлого-ничто, в сущности, не изменилось за многие сотни лет человеческой истории, уверяет Жироду.
Пьеса “Троянской войны не будет” предваряет последнюю драму Жироду – “Безумная из Шайо” (поставлена в 1946 году). Далека беззаботность “Амфитриона 38”; теперь мир кажется зловещим, попавшим в плен жадных промышленников, нахальных и преступных дельцов. Устранены даже внешние различия эпох. Конкретизация зла (“деньги – зло мира”) сопровождалась в искусстве Жироду созданием утопической картины общества, где воцарившееся зло уничтожается безумной старухой, нетерпимой к пошлости и подлости буржуазных предпринимателей, несущих миру “нищету и войны”.