Анализ стихотворения “Памятник”
За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение “Памятника По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Гораиня1″Памятник”. У Пушкина, как’у Державина, в стихотворении пять строф, написанных по одинаковому плайу. Но мысли Пушкина и Державина о своем творчестве, оценка его основного смысла и значения глубоко различны.
Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность
Далее Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России. Это полностью осуществилось в России, когда произведения великого русского поэта, переведенные на многочисленные языки свободных братских народов, проникли во все уголки нашей великой многонациональной страны и сделали имя Пушкина родным и близким
В IV строфе содержится основная мысль всего стихотворения оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества. Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил,
Во-первых, высокой человечностью своего творчества (“чувства добрые я лирой пробуждал”; во-вторых, своей борьбой за свободу (“в мой жестокий век восславил я свободу”, а в варианте этой строки он называл себя последователем революционера Радищева: “вслед Радищеву восславил я свободу”); в-третьих, защитой декабристов (“и милость к падшим призывал”),
В последней строфе, обращаясь к своей музе, Пушкин призывает ее, “обиды не страшась, не требуя венца”, принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию. Стихотворение, в соответствии с темой, написано в жанре тре-коримской оды. В связи с этим и подбор слов, и интонация отличаются торжественностью, возвышенностью. Этому содействуют введенные поэтом славянизмы: воздвиг, главою, сущий в ней язык (т. е. народ), велению и другие. По интонации “Памятник” представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие.
Схожі твори:
- Анализ Стихотворения А. С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Это, пожалуй, одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина. Содержание его выражено в простой и доступной форме. Но известно, что простота гениальных произведений искусства часто бывает обманчивой. Увлеченные гармоничностью стихотворной речи, энергией ее ритмов, необыденностью всего ее строя, мы незаметно для самих себя приобщаемся к ее поэтическому содержанию. И вместе с тем обнаруживаем, что оно необычайно […]...
- Поэтическое завещание Пушкина. Произведение по стихотворению “Я памятник себе воздвиг…” Я тысячами душ живу в сердцах Всех любящих, и, значит, я не прах, И смертное меня не тронет тленье. Макиавелли. Читая стихотворение А. С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, меня поражает дар предвидения, подаренный всем великим поэтам. Ведь стихотворение написано в 1836 году, когда поэту оставалось жить меньше года. С чего бы вдруг тридцятисемилетнему […]...
- Образы и символы в лирической поэзии Пушкина В стихотворении “Пророк” Пушкин в образе пророка подразумевал поэта. Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восходит к VI главе Книги Исаии в библии (шестикрылый Серафим с горящим углем в руке). Стихотворение первоначально представляло собой часть цикла из четырех стихотворений, под заглавием “Пророк”, противоправительственного, патриотического содержания, посвященных событиям 14 декабря. М. П. Погодин объяснял П. […]...
- Литературный анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и все общество. По мнению Лермонтова, причина гибели Пушкина в том, что поэт обречен на одиночество и не мог этого вынести. Он бросается в чуждый ему мир и […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “К Чаадаеву” Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под обаяние его изумительного поэтического дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта – талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое место в его творчестве. Глубокое чувство дружбы зародилось у Пушкина в счастливые лицейские годы, где он впервые проникся духом братства и товарищества, где встретил близких […]...
- Анализ стихотворения Г. Р. Державина “Властителям и судиям” Ода Державина “Властителям и судиям” представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и […]...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” Кому не знакомо стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”, поражающее своей простотой, легкостью, мелодичностью? Разве можно найти строки, посвященные любимой, превосходящие по нежности и трепетности эти: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Не знаю, как вы, а я с уверенностью могу сказать – пока […]...
- Анализ стихотворения “Смерть Поэта” Стихотворение “Смерть Поэта” явило России имя Лермонтова, и оно же подняло молодого поэта на огромную высоту. Стихотворение не осталось неоцененным современниками. Позднее А. В. Дружинин скажет: “Когда погиб Пушкин, перенесший столько неотразимых обид от общества, еще не дозревшего до его понимания, – мальчик Лермонтов в жгучем поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Смерть Поэта” Стихотворение “Смерть Поэта” написано в том же 1837 г. Оно занимает особое место в истории русской литературы. Это самый ранний и самый сильный отклик на смерть Пушкина, выразивший беспредельное горе и гражданское негодование всех передовых людей эпохи. Стихотворение, проникнутое искренним и глубоким чувством любви к Пушкину, возвестило о приходе в литературу нового великого поэта. Стихотворение […]...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Осень” У каждого человека есть любимое время года – время, когда на душе становится легко, когда природа начинает жить новой, прекрасной, интересной жизнью. Люди по-разному воспринимают явления, происходящие в окружающем нас мире: для одного мил блеск искристого снега студеными зимними днями, другой с восторгом наблюдает весеннее пробуждение природы, третий с нетерпением ждет жаркого солнечного лета, еще […]...
- Анализ стихотворения “Арион” Для выражения своих мыслей и чувств Пушкин использовал древнегреческую легенду о поэте и музыканте Арионе. Арион плыл на корабле в открытом море. Корабельщики хотели убить его, чтобы завладеть его богатствами. Арион упросил их позволить ему спеть перед смертью песню. Закончив пение, он сам бросился в волны. Но дельфин, привлеченный его пением, вынес его на своей […]...
- Лингвистический анализ стихотворения “К Чаадаеву” Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина. Тема стихотворения – изменение сознания людей, пробуждение гражданского чувства. Стилистическое новаторство Пушкина состоит в сочетании интонации любовной и гражданской лирики: языком любви ведется речь о гражданской […]...
- Что мне понравилось в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Заключительная, пятая строфа “Памятника” представляет собою, как у Горация и Державина, обращение к музе: Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Так иногда называли парижскую Вандомскую колонну, вылитую из металла захваченных неприятельских пушек и по “скромному” соизволению Наполеона увенчанную статуей самого Наполеона. Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай […]...
- Анализ стихотворения Блока “О доблестях, о подвигах, о славе” (адресовано жене) I. Любовь – умиротворенность для души. II. Анализ стихотворения. 1. Композиция стихотворения. 2. Жанр стихотворения. 3. Эпитеты, олицетворения, метафоры. 4 Параллель со стихотворением Пушкина. III. Вера в любовь – спасение души. Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он ее и в […]...
- Анализ стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу” Это стихотворение написано С. Есениным в 1921 году, в ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о преходящести бытия, о скоротечности жизни. Немного несвоевременно, не так ли? Ведь по-настоящему у поэта не наступит еще полдень жизни, а он уже грустит о ее закате. Но сам […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Тучи” Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою страну цветущей и свободной, народ – сильным и счастливым. Поэт бесконечно любит свою родину. В […]...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Если жизнь тебя обманет…” “Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!..” – написал об А. С. Пушкине Тютчев. И эти слова оказались пророческими. Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы – таково признанное место и значение А. С. Пушкина в ее развитии. Читатели любят его поэзию не только за нежный лиризм и красоту слога. Помимо этого, […]...
- Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого “О красоте человеческих лиц” Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел […]...
- Анализ стихотворения Набокова “К России” Эту тему он продолжает четыре года спустя в стихотворении “К России”(1928). В нем он к тому, что написано выше, добавляет еще пару деталей, доказывавших его родство с Родиной: Мою ладонь географ строгий Разрисовал: тут все твои Большие, малые дороги, А жилы – реки и ручьи. Но разница между первым стихотворением и последним, определяется не только […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “Цветок” У А. С. Пушкина есть удивительное стихотворение – “Цветок”. Оно небольшое – состоит из нескольких строф. Сюжет стихотворения прост: лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок. И эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. Он задумывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях; о […]...
- Анализ стихотворения Рылеева “Гражданин” Стихотворение “Гражданин” (1825) – вершина гражданской лирики Рылеева. Здесь явно слышится голос поэта-трибуна, пламенного оратора, который считает себя вправе грозно упрекать, требовать ответа от колеблющихся сограждан. Стихотворение строится на прямом противопоставлении поэта, борца за свободу, истинного гражданина, и толпы, состоящей из “переродившихся славян”. В этих словах заключен важный смысл. Главная вина некоторых молодых современников Рылеева […]...
- Природа в стихотворении “Осень” В стихотворении “Осень” мы находим не только изображение природы; перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков, от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зимние праздники, летний зной, от которого изнемогают люди, т. п. Пушкин описывает в этом стихотворении и процесс своего поэтического творчества, говорит о судьбе передового поэта в условиях России 30-х годов […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Кончен пир, умолкли хоры” В экзистенциональном смысле всякий пир – это чрезмерность, чреватая катастрофой. Определение годится и для круга людей, собравшихся пить, есть и говорить, и для спектра метафор всеобщего характера. Мотивами пира отмечена целая эпоха в русской поэзии от Державина до Некрасова. Когда все более явным становится ускоряющийся бег истории и ее драматические наклоны. “Пиры”, “Пир во время […]...
- Анализ стихотворения “Что ни страница – то слон, то львица” Стихотворение “Что ни страница – то слон, то львица” (1926) относится к жанру стихотворной подписи, широко распространенному в детской литературе. Этот жанр труден тем, что стихотворный текст должен выполнять двоякую функцию: с одной стороны, он должен быть максимально выразителен, доступен детям, с другой – должен служить как бы “ориентиром” в творческом воображении художника, работающего над […]...
- Анализ стихотворения Сергея Есенина “Спит ковыль. Равнина дорогая” Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, чьи произведения знакомы каждому с раннего детства. Его лирика отличается откровенностью, эмоциональностью, напевностью, многие стихи его были переложены на музыку известными композиторами. Литературный дебют Есенина состоялся в 1916 году с выходом сборника “Радуница”. Несмотря на то, что Есенин неожиданно и стремительно ворвался в литературу, он был принят. В […]...
- Анализ стихотворения Н. С. Гумилева “Заблудившийся трамвай” Н. С. Гумилев не смог принять переломы революционного времени, не смог найти окончательную общественную позицию, что, несомненно, не могло не отразиться в его произведениях. Одним из них является стихотворение Заблудившийся трамвай. Поначалу его название вызывает недоумение разве может трамвай заблудиться. Бессмысленно, конечно, пытаться найти некое логическое объяснение этому, но можно попытаться понять, что автор вкладывает […]...
- Анализ стихотворения “Товарищу Нетте, пароходу и человеку” Образ Нетте с его внешней медлительностью то как бы проступает сквозь очертания медленно входящего в залив парохода “в блюдечках-очках спасательных кругов”; то создается в прямых зарисовках картин сохранившейся в память совместной поездки – “Помнишь, Нетте, – в бытность человеком ты пивал чаи со мною в дип-купе?”. Случайный, казалось бы, повод – встречу с “пароходом-человеком” поэт […]...
- Анализ стихотворения Н. А. Некрасова “Крестьянские дети” Я уверен, что во все времена и у всех народов дети, в отличие от взрослых, похожи между собой. Ребятишки, глядящие на нас со страниц стихотворения Н. А. Некрасова “Крестьянские дети”, не слишком отличаются от нас: они такие же озорные, любопытные, искренние, веселые, непоседливые. Деревня, лес, речка, свобода – да для них каждый день был бы […]...
- Анализ глав стихотворения “Послушайте!” В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой – ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли В. М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность […]...
- “От жизни никогда не устаю…” (анализ стихотворения “Я не люблю”) Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песнимонологи привлекли к себе внимание самых разных людей. В восьмидесятые годы их пела уже вся страна. А сам автор был не так прост и прямолинеен, как это могло показаться на первый взгляд. Мне хочется поговорить о его стихотворении “Я не люблю”. Его можно […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “Паж, или Пятнадцатый год” Стихотворение “Паж, или Пятнадцатый год” связано с “Моцартом и Сальери” боковыми ходами смысла. Стихотворению предпослан эпиграф “С’ est L’ age de Cherubin” (“Это возраст Керубино” – франц.), который связывает облик пажа со знаменитым персонажем Бомарше и Моцарта. Керубино как бы становится героем пушкинского стихотворения. Не менее важна “близость образа Керубино человеческому облику Моцарта (а также […]...
- Анализ стихотворения “Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта (“Нас, товарищ, двое”). Поэт призывает “Светить всегда, светить везде…”, видя в этом основное предназначение поэта. Поэт широко пользуется приемами олицетворения и гротеска (“шагает солнце в поле”, “хочет ночь прилечь”, “тупая сонница”). Поэт принижает образ солнца в отличие от ненавидимых им лирических […]...
- Сочинение доклад: Лицейский период творчества Пушкина С Пушкина начинается новый этап в истории русской литературы. Все ее предшествующее развитие подготовило появление гениального поэта, который сыграл великую роль в развитии не только русской культуры, но и культуры народов и всего человечества. Шесть лет, которые Пушкин провел в Царскосельском лицее, имели очень большое значение для его идейного и творческого роста. Здесь он осознал […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Дума” В “Думе” (1840) содержится продолжение и развитие упрека, прозвучавшего в ” Бородино ” в адрес “нынешнего поколения”. Но обвиняя свое поколение за бездействие и апатию, Лермонтов вместе с тем говорит и о трагедии передовых людей своего времени, личной трагедии: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует […]...
- Памятник Кобзарю в Харькове (сочинение-описание) Памятник Великому Кобзарю в Харькове был заложен в дни празднования 120-летия со дня рождения поэта в марте 1934 года. Для строительства памятника на конкурсной основе был выбран проект ленинградцев – архитектора Лангбарда и скульптора Манизера. При создании скульптуры позировали прославленные актеры Харьковского театра украинской драмы. В работах по сооружению памятника Шевченко принимали участие около двухсот […]...
- Анализ стихотворения Маяковского “Гуляем” Стихотворение давно уже стало настольной книгой для родителей, мудрым наставником и другом нашей детворы. Стихотворение Маяковского “Гуляем”, созданное в 1925 году, тематически близко к “Сказке о Пете, толстом ребенке…”, хотя рядом этических проблем, затронутых в нем, поэт продолжает разговор о том, “что такое хорошо и что такое плохо”. Здесь поэт стремится расширить и углубить круг […]...
- Литературный анализ стихотворения Лермонтова “Дума” Главная тема стихотворения – это общественное поведение человека. Тема раскрывается в данной здесь Лермонтовым Характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10-20-х годах, не поколение “отцов”, т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как “ошибка” (“Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов…”). Новое поколение […]...
- Обращения Пушкина в своем творчестве к Горацию и Державину Но была еще одна, более существенная причина обращения Пушкина к Горацию и Державину. Гораций, как и многие его современники, был убежден, что другие государства могут, подобно древнеегипетскому, исчезать с лица земли, но только Рим – вечен; империя римская, ее государственные установления, господствующая религия, римская речь не исчезнут никогда. Поэтому и вечность своей поэзии он соизмерял […]...
- Творческий анализ пушкинской лирики после 1825 года Восстание 14 декабря 1825 г. застало Пушкина в Михайловском. Весть о поражении декабристов, среди которых было много его друзей, глубоко поразила поэта. В его бумагах сохранился рисунок: виселица с пятью фигурками повешенных и рядом незаконченная фраза: “И я бы мог…” Новый царь – Николай I – решил освободить Пушкина из ссылки, рассчитывая привлечь его на […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Бородино” “Бородино” (1837) стало первым произведением Лермонтова, в котором раскрывается тема русского народа как активной силы истории. Стихотворение было написано в связи с исполнявшимся 25-летием Отечественной войны 1812 г. В противовес консервативной поэзии и публицистике рассказ о героических подвигах был доверен простому человеку – старому солдату, выражающему народный взгляд на войну. Не случайно рассказчик очень мало […]...