Анализ стихотворения “Арион”
Для выражения своих мыслей и чувств Пушкин использовал древнегреческую легенду о поэте и музыканте Арионе. Арион плыл на корабле в открытом море. Корабельщики хотели убить его, чтобы завладеть его богатствами. Арион упросил их позволить ему спеть перед смертью песню. Закончив пение, он сам бросился в волны. Но дельфин, привлеченный его пением, вынес его на своей спине на берег.
Чудом спасшийся Арион – это Пушкин. Поэт говорит о хлебе как о певце декабризма, пропагандисте декабристских идей. Пловцы в челне – это дружный коллектив декабристов,
В соответствии с содержанием стихотворения Пушкин применяет старинные слова, звучащие более торжественно, чем обычные: кормщик (кормчий – рулевой), лоно волн, гимны (торжественные песни), риза (вместо одежда). Силу и сплоченность декабристов, их настойчивое стремление достичь своей пели подчеркивают такие словесные
Герцен так писал о времени, наступившем после разгрома декабристов: “Душой всех мыслящих людей овладела глубокая, грусть. Одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мучений. Эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла мужественными звуками настоящее и посылэла свой голос отдаленному будущему”.
Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет люден в крепком союзе на всю жизнь, вливает бодрость в жизненной борьбе. Друзей приобрел Пушкин еще в лицее; многим из них он адресовал свои послания, искренно и задушевно откликался стихами на лицейские годовщины. Бездушному светскому обществу, в котором поэт принужден был вращаться, он всегда предпочитал тесный круг друзей.
И, признаюсь, мне во сто крат милее Младых повес счастливая семья. Где ум кипит, где в мыслях волен я спорю вслух
Так пишет он в 1819 году своему лицейскому товарищу Горчакову. Пушкина объединяло с его лицейскими друзьями кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству. Такого типа дружба, выросшая на основе общих идейных интересов, – самая высокая и глубокая. В стихотворном послании К Чаадаеву в 1821 году Пушкин посвящает ему такие строки:
Ты был целителем моих душевных сил… Ты другу заменил надежду и пикой; То глубину души вникая строгим взором. Ты оживлял ее советом иль укором; Твой жар воспламенял к высокому любовь…
Окончив лицей, выпускники постановили ежегод1825 года”, но собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся свое приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.
Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своем одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего и Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Все стихотворение это гимн дружбе.
Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.