Анализ поемы Лермонтова “Мцыри”
Поэма “Мцыри” (1839), также выросшая из раннего творчества поэта, была закончена после ” Демона “. Это обстоятельство приобретает особое значение, так как дает представление о логике художественного развития Лермонтова. Проблематика “Мцыри” связана с центральными темами лермонтовского творчества. Это дальнейшее развитие и до известной степени завершение многолетних раздумий поэта над характером романтического героя и принципами его изображения.
В ряде случаев Мцыри напоминает Демона мятежностью, силой духа, трагической
От келий душных и молитв В тот чудный мир
Это не поиски иной культурной среды (как было у пушкинского Алеко). Мцыри жаждет вернуться к самому себе, в естественный для него простой и понятный мир, в родную, близкую природу, противопоставленную чужому миру, где человек может быть угнетен человеком, где подавляется естественное чувство личности. Вот почему в поэме природа занимает такое большое место, являясь своеобразным действующим лицом, активным началом, в котором Мцыри видит спасение и залог возрождения. Оказавшись на воле, юноша ощущает органическое слияние с природой, как бы погружение в нее. Он понимает ее тайный язык:
“Мне было свыше то дано”.
И бой с барсом не воспринимается как единоборство с противником, ибо Мцыри ощущает себя частичкой того же самого мира:
“Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков”.
Однако Побег Мцыри был трагически обречен. Оказывается, все три дня он блуждал в окрестностях монастыря. Родина осталась по-прежнему недостижимой. Путь героя оказался замкнутым по кругу. В “Мцыри” заметно влияние грузинского фольклора. Эпизод борьбы с барсом основан на мотивах грузинской народной песни, отразившейся также в бессмертной поэме Шота Руставели ” Витязь в тигровой шкуре “. Лермонтову в соответствии с его замыслом очень важно было показать, что физически слабый юноша оказывается победителем в схватке благодаря могуществу его духа, неудержимому стремлению к свободе. Однако победить судьбу ему не удалось.
Поэма В основной своей части представляет монолог Мцыри – его исповедь, что является одной из характерных особенностей романтической поэмы. Форма исповеди (она была использована и в “Демоне”) давала возможность глубоко и правдиво раскрыть внутренний мир героя. Показательно, что в исповеди Мцыри вместо традиционного покаяния, раскаяния в грехах звучат смелый вызов и утверждение внутренней правоты человека, готового за несколько минут вольной и свободной жизни променять “рай и вечность”. Эмоциональный тон исповеди Мцыри находит выражение не только в экспрессивной лексике и синтаксической усложненности его рассказа, но и в характере рифм поэмы: Лермонтов использовал только мужские рифмы. Белинский специально подчеркивал своеобразие ритма стиха: он “отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное однообразие падения его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы”.
В своих поэмах Лермонтов поднимал большие проблемы философского, социального и психологического характера, отвечающие запросам современной ему жизни, когда так важно было
“Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родились мы”.
Несомненное общественно-политическое и литературное значение имело раскрытие кризиса индивидуалистического сознания героя-одиночки, поиски новых, положительных начал в русской жизни, связанных с народным сознанием. Глубокое постижение трагических исканий героев своего времени, противоречий в их мироощущении и внутреннем мире помогло Лермонтову в создании психологической прозы.