В чем состоит внутренняя трагедия героя. Каков философский смысл поэмы
Сюжет ” Демона ” взят М. Ю. Лермонтовым из библейского мифа об ангеле, восставшем против бога и по воле бога превратившемся в духа зла. Падший ангел – один из излюбленных образов мировой поэзии. Байрон, Гете, Пушкин предлагали свои варианты библейской легенды и свою интерпретацию ее героя. Вместе с тем в каждом случае сохранялся основной мотив – враждебность демона небесам и богу, отчужденность дерзкого носителя зла от мира. Так, библейский демон как поэтический образ получил устойчивое символическое значение, воплощая идею бунта,
Трагичность сюжета поэмы можно рассмотреть в двух аспектах. Демон – носитель зла и сам глубоко несчастлив от этого. Это становится понятно с первых же строк поэмы. Воспоминания о светлых днях, когда он не был еще изгнан из рая, не был носителем зла, живут в нем. Он с жадностью наблюдает за мирными земными картинами. Его власть над силами зла не приносят ему радости, счастья и душевного покоя.
Давно отверженный блуждал В пустыне мира без приюта.
Возможно, такое сравнение приводить и неуместно, но что-то знакомое чудится нам в душевном состоянии демона. Онегин, конечно, не демон, но многое из того, что он чувствовал и совершил в земной жизни перекликается с сюжетом Лермонтова.
Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей; Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней; Тому уж нет очарований, Того змия воспоминаний, Того раскаяние грызет.
Демон глубоко несчастлив, и в этом трагедия его внутреннего мира. Он обречен нести только зло и ничего не может изменить. Он одинок, изгнан и проклят богом. Видя под собой прекрасные картины природы, демон остается равнодушен, ничто не трогает его душу. Ему знакомы лишь холодная зависть,’презрение и ненависть, это его проклятье, и других чувств испытывать он не может и не сможет никогда.
Но, кроме зависти холодной, . Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил.; И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел.
Увидев прекрасную Тамару, демон ощутил, что “в нем чувство вдруг заговорило родным когда-то языком”. В нем проснулось волнение, на него нахлынули воспоминания о прежнем счастье и грусть. Но носитель зла всегда остается носителем только зла и ничем больше. Возрождение души демона невозможно. Он исполнил свой коварный план завладения душой прекрасной Тамары, спровоцировав смерть ее жениха, а затем, соблазнив саму Тамару своими лживыми, но сладкими речами. Такие речи не могли оставить Тамару равнодушной, она полюбила того, кто их произносил, всей душой и сердцем, заранее зная, что эта любовь принесет ей смерть как физическую, так и духовную. Любовь к лукавому духу была сильней голоса рассудка, сопротивляться демону Тамара не могла. От сетей демона ее не смог спасти даже ангел-хранитель, который уступил демону, не в силах противостоять такому натиску. Демон сам глубоко страдает, он постиг тоску любви, но не может противостоять проклятью. Он ведь обречен нести зло и боль, заставляя страдать других, они сам испытывает такую боль и страдание, что его слеза прожигает камень. Он произносит клятву любви Тамаре, подчинившись ему, Тамара погибает, и ее душа видит истинное лицо демона, скрытое от нее в земной жизни.
Каким смотрел он злобным взглядом, Как полон был смертельным ядом Вражды, незнающей конца, – И веяло могильным хладом От неподвижного лица
Но теперь душа Тамары принадлежит Ангелу, ведь единственный ее грех – это любовь к демону. Демон уже бессилен, он опять одинок, без любви и надежд. Добро в любом случае оказывается сильнее, ведь судьба демона – наказание ему, посланное богом. И в этом философская идея произведения.