Употребление глагольных форм
Эти ошибки подразделяются на три категории: 1) неверно образованные и 2) ошибочно употребленные формы глагола, а также 3) глаголы, употребленные не в своем значении.
Примеры характерных ошибок
1. Каждый из них хотел бы отпровадить соперника. – В одном слове смешаны паронимы “спровадить” и “отвадить”.
2. Олегу повещали, что он умрет от коня. – Еще одно самостоятельно образованное несуществующее слово. Верные варианты: предрекли, предсказали.
3. Катя пытается помочь Аркадию быть самим собой, а не подобать Базарову. –
4. Ларисой он вожделялся. – Очевидно, в одном слове “скрещены” слова “вожделел” и “восхищался”.
5. Паратов насмехнулся над ее лучшими чувствами. – Характерная ошибка школьников. Ученик образует несуществующую форму совершенного вида глагола “насмехаться”.
6. Лирический герой этого стихотворения не раскрывается Ахматовой под истинным лицом. – Еще одна частая ошибка: употребление возвратного глагола без учета
7. Ольга поняла, что бесполезно заставить Обломова делать что-либо. – Форма совершенного вида (заставить) употреблена вместо формы несовершенного вида (заставлять).
8. Это предвестило конец их отношений. – Один из тех случаев, когда трудно подобрать нужную форму глагола. У глагола “предвещать” нет однокоренной пары совершенного вида. Возможный вариант правки: Это было (стало) предвестием конца их отношений.
9. Только хотел идти, как вдруг его постепенно засасывало. – Несовместимые слова “вдруг” и “постепенно” и неуместная форма прошедшего времени глагола “засасывать”. Предлагаемый вариант правки: Только хотел идти, как вдруг его стало засасывать.
10. Его бы не стали бы бить. – Еще одна распространенная ошибка: дважды употреблена частица бы. При изучении темы “Условное наклонение глагола” имеет смысл проанализировать несколько таких ошибок.
Материал для коллективной работы
1. На природе у человека растаивают тревоги.
2. Базаров собирается стать врачом, и для этого он изучает для начала лягушек и рано утром идет с мест-ной ребятней ловить лягушек, о потом делал им вскрытие и изучал их органы.
3. Она [Лиза] забежала в воду и начала тонуть.
4. Бунину удается приобщить читателя к рассказу, дает ему (читателю) почувствовать себя частью происходящего.
5. Он очень пристращается к книгам, чего в детстве делать не хотел.
6. Сейчас много людей слушают современную музыку, но мне все равно остается нравиться классическая.
7. Поэт посредством художественного символа превознашает женщину или, наоборот, опускает.
8. Вакула не подкупился на его предложение.
9. Особо остро эта проблема затронулась в случае Юлии Студенцевой.
10. Меня это улыбнуло. (из языка современных интернет-пользователей)