Ум и находчивость народа русского (“Сказание о белгородском киселе”)
“Сказание о белгородском киселе” – отрывок из древнерусской летописи. Прежде чем оно попало в летопись, это сказание сохранялось в памяти людей, постепенно изменялось и дополнялось. Со временем оно стало похоже на легенду, и уже никто не может сказать, где в нем правда, а где вымысел. Тем не менее это сказание повествует о реальном историческом событии, пусть и в несколько приукрашенном виде.
В сказании описывается осада Белгорода печенегами. Она была длительной, люди в городе стали голодать и хотели было уже сдаться врагам. Однако
Город выстоял благодаря совету одного старца. Неслучайно старость и мудрость объединены в этом сказании в одном человеке. На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков и знали, что все они сохраняются благодаря старикам. Вот и здесь, в “Сказании о белгородском киселе”, честь спасти целый город выпала почтенному старцу.
По его совету жители нашли немного овса, пшеницы и отрубей и сварили кисельную болтушку, налили ее в кадку, которую затем опустили в выкопанный колодец. Другую кадку, наполненную жидким медом, опустили в другой
Каждый народ имеет свои характерные качества, которыми гордится, которые воспевает в легендах и сказаниях. Находчивость русского человека – как раз такое качество. Оно присутствует во многих сказках, оно же прославляется и в “Сказании о белгородском киселе”. В этом произведении оно, к тому же, противопоставляется легковерности и глупости печенегов, что еще лучше позволяет понять всю широту ума и находчивости русского народа.
Схожі твори:
- Изложение предания: О белгородском киселе Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный. И собрали в городе вече и сказали: – Вот уже скоро умрем от голода. Сдадимся печенегам – может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрем. Один старец, который не был на вече, […]...
- Юмор и находчивость: замечательное сочетание Школьное сочинение по произведению Э. Распе “Удивительные приключения барона Мюнхгаузена”. “Да, находчивость – самое главное в жизни, и не было на свете человека находчивее барона Мюнхгаузена”, – так начинается одна из историй о знаменитом бароне, рассказанных нам Р. Э. Распе. И действительно, уж чего-чего, а находчивости Мюнхгаузену не занимать. Кажется, невозможно придумать такую безвыходную ситуацию, […]...
- Отражение революционной борьбы русского народа в очерках Серафимовича В очерке “На Пресне”, написанном в самые напряженные дни вооруженного восстания в Москве, основной акцент сделан на зверствах царских карателей. Одновременно Серафимович говорит о мужестве защитников баррикад на Пресне, подчеркивает “моральное превосходство восставших над дубасовской полицейщиной”, показывает сочувствие рабочим-дружинникам со стороны широких народных масс. В очерке отражены только факты, но они настолько красноречивы, а точка […]...
- Патриотизм русского народа в Отечественной войне тысяча восемьсот двенадцатого года Среди бессмертных творений великого писателя я выделяю прежде всего роман – эпопею ” Война и мир “. Меня поражает широта охвата событий в романе, многообразие поднятых в нем философских, общественных, нравственных проблем. В нем отразилась жизнь народа в первой четверти девятнадцатого века. Особенно интересна и близка мне тема патриотизма, служения Отечеству. Мне она кажется актуальной, […]...
- Сказание о убиении в Орде князя Михаила Черниговского СКАЗАНИЕ О УБИЕНИИ В ОРДЕ КНЯЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО И ЕГО БОЯРИНА ФЕОДОРА – памятник древнерусской литературы, одно из произведений, посвященных борьбе с монголо-татарами в XIII в. Это рассказ о мученической смерти в ставке Батыя на Волге Черниговского и бывшего Киевского князя Михаила Всеволодовича и его боярина Федора 20 октября 1246г. Князь, приехавший просить ярлык на […]...
- Сказание о некоем славном богатыре Уруслане Залазоревиче” ПОВЕСТЬ О ЕРУСЛАНЕ ЛАЗАРЕВИЧЕ. П., называемая в рукописях по-разному (“Сказание о некоем славном богатыре Уруслане Залазоревиче”, “Сказка полная о славном и сильном витязе Еруслане Лазаревиче и о его храбрости и невообразимой красоте царевне Анастасии Вахромеевны”, “История о славном и сильном витязе Еруслане Лазаревиче”), представляет собой запись устной сказки. Ученые считают, что сюжет ее пришел на […]...
- Эдичка – герой романа современного русского писателя Лимонова Критика давно уже отметила его нежную душу, сродни “настоящему”, неприлизанному Есенину, и босяцкую судьбу, родственную раннему Максиму Горькому. Впрочем, в отцы автору и его герою приписали и Вен. Ерофеева, а в прадеды – Ивана Баркова. “Незаконный отпрыск русской литературы” (Вл. Бондаренко), он слился со своим персонажем, хотя в Э. сохранена та дозировка автобиографии, которая существует […]...
- Краткое изложение Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ И ДЕВЕ ФЕВРОНИИ Опера в четырех актах (шести картинах) Либретто В. И. Бельского Действующие лица: Князь Юрий Всеволодович Княжич Всеволод Юрьевич Феврония Гришка Кутерьма Федор Поярок Отрок Бас Тенор Сопрано Тенор Баритон Меццо сопрано Двое лучших людей: 1-й 2-й Тенор Бас Гусляр Медведчик Нищий-запевала Бас Тенор Баритон Бедяй Бурундай } […]...
- Писатели символисты русского модернизма. Творчество Бальмонта Символисты широко пользовались в своей поэзии приемами импрессионистского искусства, выражая случайные, мимолетные настроения. Они достигли значительных высот в передаче тончайших оттенков чувств. Однако в творческой практике многих из них красота формы, мелодия стиха являлись основной целью, и эта цель достигалась в ущерб глубине и ясности мысли. Символисты стремились приблизить стихи к музыке, надеясь таким образом […]...
- Герой романа русского писателя Арцыбашева “Санин” Фигура Санина имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам Санина. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов: художник Молочаев (“Жена”, ок.1902), Иван Ланде (“Смерть Ланде”, 1904), Андреев и Коренев (“Тени утра”, 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип – человека “новой нравственности”, резко отвергающего идеал самопожертвования личности и служения […]...
- Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас и всего народа Песня оздоравливает душу человека, помогает сохранить нетленными ценности: веру в человека, в неизменную любовь, в искреннюю дружбу, в очищающую силу красоты. Наивысшей наградой для любого поэта может быть то, что его стихотворение идет в народ и возвращается песней. Так случилось и со многими стихами Дмитрия Павлычко. Несутся над миром его замечательные песенные стихи, мелодичные крылья […]...
- Скромное величие русского человека Скромное величие русского человека… Что стоит за этой строкой? Наши славные предки остановили у границ Европы монголо-татарскую орду, освободили Европу от власти Наполеона, разбили фашистские армии и спасли от порабощения народы. Это уже уроки истории. В чем же кроется источник подвигов народа? Беззаветная любовь к Родине – вот в чем сила русского характера. О народном […]...
- История украинского народа на страницах художественных сочинений Стремление постигнуть историческое бытие родного народа было присуще украинским художникам во все времена. Еще во времена Киевской Руси возник такой самобытный жанр литературы как летописи, где прошлое народа и государства рассматривалось в органическом единстве с современностью. Особенностью древнеукраинских летописей является их высокая художественная стоимость. Легендарные авторы “Повести временных лет” и “Галицко-Волынской летописи” не только фиксировали […]...
- Период в жизни русского общества (Чацкий и Онегин) В произведениях Пушкина ” Евгений Онегин ” и Грибоедова “Горе от ума” изображен один и тот же период в жизни русского общества – годы накануне восстания декабристов. В то время дворянское общество разделилось как бы на три группы. Большая часть дворян проводила время на балах, и ее совершенно не интересовала ни судьба русского народа, ни […]...
- Значение “русского сна” в пьесах Булгакова В “русских снах” Булгаков тщательно подготавливает те отношения, которые возникнут между героями “Бега” за пределами России. При этом меньше всего драматург задумывал пьесу об эмигрантах, как полагали некоторые литературные современники. Вплоть до четвертого сна героям “Бега” не дано свободного общения. Слова правды могут только случайно выплеснуться в бреду. Правда – синоним памяти, которая у Булгакова, […]...
- Его я считаю мастером русского слова Афанасий Фет… Его поэзия свежая и трепетная, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту и благозвучность русского слова. Когда я впервые прочитала его лирическую пьесу “Шепот, робкое дыханье…”, то почувствовала какой-то особый настрой, приток жизненной силы. Именно это стихотворение стало “самым фетовским”, своеобразным поэтическим “автопортретом”. Ведь это просто чудо! Стихотворение построено только […]...
- Роль Библии в духовной жизни народа Что такое Библия? Это величайшая книга в истории человечества, которая вобрала природную мудрость, воплотила моральные основы человеческой жизни. Эта книга не простое явление культуры, она – основа духовного бытия мира, именно в Библии – книге книг – можем найти пути решения таких проблем: жизнь и смерть, поступки и душа человека, добро и зло… Хотя она […]...
- Жанровая традиция русского стихотворного романа на примере “Евгения Онегина” Собирание жанровой формулы “Онегина” привело к важному последствию: оказалось возможным установить жанровую традицию русского стихотворного романа, которая в литературной науке считалась несуществующей. Для этого понадобилось сличить с жанровой сеткой ” Онегина “, взятой к тому же в упрощенном виде, довольно большое количество текстов (разумеется, их сначала нужно было разыскать). “Блестящее одиночество” “Онегина” в стихотворной традиции […]...
- Литературные сказки из народа (о творчестве братьев Гримм) Братья Вильгельм (1786-1859) и Якоб Гримм (1785-1863) решили поддержать немецкую культуру, “дать молодежи и народу здоровую поживу, от которой никто не откажется” – они записывали народные немецкие сказки из уст разных рассказчиков – чиновников, крестьян, дворян, подготовили и издали несколько сборников народных сказок. Братья Гримм были немецкими учеными, филологами, которые исследовали фольклор и изучали язык […]...
- Изображение крупнейшего социального сдвига в судьбе народа Школьное сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”. Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова “Тихий Дон” равно чуду. Этот роман поистине стал шедевром XX века благодаря мощному таланту писателя. “Тихий Дон” – народная эпопея, в которой М. Шолохов совершенно по-новому, опираясь на строго выверенный материал истории, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. Действительность России […]...
- Система частей речи русского языка Части речи – это грамматические классы слов, в которые слова объединяются на основании следующих признаков: 1) общее грамматическое значение (предмета, действия, признака предмета, признака действия, количества); 2) общая система изменения (существительные склоняются, прилагательные склоняются, глаголы спрягаются и т. д.); 3) общая синтаксическая функция. По этим признакам выделяют такие части речи: 1. Имя существительное (обозначает предмет […]...
- Позиция М. Ю. Лермонтова в спорах о судьбах народа Поэма 1837 года “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором. Интерес к фольклору характерен для 30-х годов прошлого века, когда страна переживала глубокий кризис. Находясь “на перепутье”, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество […]...
- Его я считаю мастером русского слова (По творчеству А. А. Фета) Афанасий Фет… Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту и благозвучность русского слова. Когда я впервые прочитала его лирическую пьесу “Шепот, робкое дыханье…”, то почувствовала какое-то особое настроение, прилив жизненной силы. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья… Именно это стихотворение стало “самым фетовским”, […]...
- Происхождение русского литературного языка До XIV в. существовал древнерусский язык как общий язык предков украинцев, белорусов и русских. Русский язык принадлежит к восточной группе славянских языков. В эту группу входят украинский и белорусский языки. Кроме восточной группы, среди славянских языков есть еще и южная группа (болгарский, сербскохорватский, словенский, македонский языки) и западная группа языков (польский, словацкий, чешский и некоторые […]...
- Образ простого народа в романе “Война и мир” 1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества ” Война и мир “. Автор отмечал, что в “Войне и мире” он “любил мысль народную”, поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту “мысль народную” Л. Толстой раскрывает, изображая события Отечественной войны 1812 года. Не случайно Л. Толстой описывает войну 1812 года […]...
- Литературный вариант русского концептуализма Примерно к концу 60-х – середине 70-х гг. относят исследователи появление в русской литературе концептуализма, который можно рассматривать как течение постмодернизма. У этого течения, по меньшей мере, два истока: концептуальное искусство (живопись, скульптура и т. д.) и так называемая конкретная поэзия. Конкретной поэзией окрестили на Западе в 70-е гг. поэзию представителей лианозовской школы и близких […]...
- Фразеологический фонд русского языка Широкое изучение фразеологической вариантности и синонимии, а также всестороннее исследование употребления фразеологических единиц в произведениях Н. С. Лескова убедительно продемонстрировало динами ческий характер фразеологии, ее открытость к различным структурно – семантическим изменениям. Отмечены окказиональные стилистические изменения фразеологических единиц, разнообразные приемы трансформированного употребления фразеологических единиц. Практика работы со словарем писателя требует фиксации и последовательной систематизации случаев […]...
- Трагическая судьба народа в творчестве Александра Довженко Как настоящий художник, Александр Довженко безгранично любил свой украинский народ, судьба которого глубоко волновала художника. Писателя захватывало то, что несмотря на темноту и бедность, украинскому народу удалось сохранить чистоту душ, волелюбимость и высокую мораль. О трагизме народной судьбы, испытания и страдания во время Второй мировой войны, с жгучей болью и гневной страстью говорит А. Довженко […]...
- Родное слово – Язык народа Язык народа – это неувядающий и бессмертный цвет всей его духовной жизни, показатель сознания. В языке одухотворены народ и родина, воплощены творческие силы духа народного. Здесь небо отчизны, ее поле и горы, долины и леса. И оживает полный мысли и чувства голос родной природы, и летит в родных мелодиях всей Украине. Однако в глубинах народного […]...
- Деепричастия в системе частей речи русского языка Очень метко о причастиях сказал В. И. Даль, автор знаменитого словаря: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.” Здесь обращено внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим “внешним видом” оно действительно напоминает прилагательное: изменяется по родам, числам и падежам, согласуется с существительными и отвечает на вопрос какой? Следовательно в […]...
- Рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник” Предлагаю рассмотреть рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник”. Как и многие другие произведения русской литературы этот рассказ посвящен волшебному, высокому чувству – любви, которая возникала между двумя молодыми людьми. Начинается произведение с момента, когда отношения влюбленных уже продолжаются долгое время, но описывая начало этих отношений, автор уделяет внимание даже мельчайшим подробностям. Бунин […]...
- Размышления на общественную тему. Я – сын своего народа Ни один философ не может точно сказать, когда к человеку приходит ощущение принадлежности к своему народу. И разве возможны здесь обобщения? Наверное, нет. Но все тропинки ведут в детство. Мне было всего три года, когда была провозглашена Независимость Украины, но я хорошо помню, что это был праздник. На центральной площади города собирались люди. Развевались голубовато-желтые […]...
- Песня – душа народа На мысль китайских исследователей, историю народа можно изучать по смыслу как народных, так и авторских песен. С этим мысленным взором нельзя не согласиться, поскольку украинская песня, которая своим корнями достигает в седую давность, – это гениальная поэтическая биография нашего народа. Во все времена человеческого бытия песня в Украине была органической частицей человеческой жизни, непочатым источником […]...
- Воплощение в образе Маруси Чурай моральной красоты народа Когда хотят что-то хорошо сказать о народе, то рассказывают о его земле, горах, лесах и реках. Вспоминают, каких великих людей дала эта земля миру. Творчество Лины Костенко – пример благородного служения поэзии и народу. Она пишет о встревоженной душе человека, изображает ее борьбу и порывы к счастью сквозь беспросветные тучи и безнадежно искалеченную жизнь. От […]...
- О В. Сурикове из кн. “Письма из “Русского музея” (Солоухин) Передо мной полотна Сурикова. Неизвестно почему вдруг именно в этом, а не в другом человеке просыпается способность к искусству. Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передаваясь по наследству, от колена к колену, как цвет волос, черты лица или характера. Он пробирается по родословной, как огонек по бикфордову шнуру, чтобы однажды, в каком-нибудь там поколении, разразиться […]...
- Жизнь индейского народа Ученическое произведение по поэме Генри Лонгфелло “Песнь о Гайавате”. Пожалуй, трудно встретить человека, который бы не увлекался романтическими приключениями индейцев. Это были люди с развитым чувством человеческого достоинства, они умели ценить настоящую дружбу, стремились к счастью… Генри Лонгфелло не один год изучал жизнь этого народа, его самобытные обычаи, традиции, мифологические представления о построении мира. Постепенно […]...
- Историческое прошлое украинского народа в творчестве Ивана Кочерги Историческое прошлое украинского народа вдохновило драматурга Ивана Кочергу на создание нескольких пьес. Наиболее удачной среди них является стихотворная драматическая поэма “Свечкина свадьба”. “Когда я случайно натолкнулся на мотив “запрета света”, – писал Иван Кочерга в предисловии к своему произведению,- меня воодушевила в нем возможность нарисовать цветастую картину сугубо городской жизни и социальной борьбы в старинном […]...
- Судьба поэта из народа в стихотворении Н. А. Некрасова “На смерть Шевченко” Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с деревенскими ребятишками. Впоследствии простой язык, богатый и певучий, завораживающий нас своей музыкой, который был усвоен сыном помещика в ярославской деревне, стал основным инструментом поэта. Его поэмы и стихи написаны народной речью так красиво и точно, что создается впечатление, […]...
- Героизм русского человека на войне в повестях Фраермана Очерк “Подвиг” начат с воспоминаний детства, первых впечатлений бытия героя, то рассказ “Подвиг в майскую ночь” начат с основных событий. Известно, с какой ответственностью писатель относился к первой фразе, определяющей, по его признанию, “тон всей вещи, ее ритм”. Он ей, первой фразе, придавал решающее значение, уподоблял камертону, который “выверяет ритмику всего произведения”. Так вот, в […]...
- Писатели русского зарубежья о Владимире Сирине (Набокове) Сирин – один из последних потомков знатного рода. За ним стоят великие деды и отцы: и Пушкин, и Тютчев, и Фет, и Блок. Несметные скопили они сокровища – он чувствует себя их богатым наследником. На исходе большой художественной культуры появляются такие преждевременно зрелые, рано умудренные юноши. Культурой этой они насквозь пропитаны и отравлены. Навыки и […]...