Сочинение на тему: Гоголя – о праве художника-реалиста
Для нас в данном случае важны не столько различия, сколько то, что дает основания говорить о линии непосредственной преемственности Гоголем идей, открытых Пушкиным в романтической эстетике. Г. А. Гуковский в главе, посвященной ” Ревизору “, писал: “Он ( Гоголь – П. М.) усвоил пушкинские открытия. Первый из всех своих современников он понял, что Пушкин научил искусство не только изображать, но и объяснять нравственные явления, человека, жизнь…
И добытый Пушкиным реализм, и глубочайшая подоснова реализма – демократический принцип
Известный ученый развивает мысли Белинского, который одним из первых сформулировал характер творческих взаимоотношений писателей в статье “Русская литература в 1843 году”, отразившей роль Пушкина в литературе 30-х годов. Белинский отмечал: “Пушкин имел сильное влияние на Гоголя – ж как образец, которому бы Гоголь мог подражать, а как художник, сильно двинувший вперед искусство и не только для себя,
Второй важный тезис Гоголя – о праве художника-реалиста изображать высокое и низкое, “дикого горца и негодяя судью”: “они оба – явления, принадлежащие к нашему миру: они оба должны иметь право на наше внимание”. При этом художник сам выступает судьей, утверждая или отрицая. Сформулированные в этой статье идеи Гоголя, опиравшегося на опыг Пушкина, получат, свое развитие в эстетике Белинекого. Начало же идеи о “поэзии действительности” в эстетике, ее реализация в художественной практике идут от Пушкина и Гоголя, и в этом самый важный итог личной дружбы и творческого сотрудничества двух великих писателей.
В данном случае смена эстетических вех происходит в пределах одной творческой индивидуальности: даже поздний Гоголь, сформировавшийся писатель-реалист, все еще находится в плену романтических концепций, в частности в понимании им миссии художника, роли искусства в жизни общества. Он до конца своих дней верил в идею активного, нравственного и духовно преобразующего начала в искусстве, верил в силу слова. Это и определило во многом трагедию писателя. Проблема становления Гоголя-реалиста многогранна: она включает не только связь с романтическими традициями, но и более ранними периодами развития искусства. Через романтические взгляды Гоголя, просматриваются весьма отчетливо художественные принципы барокко и даже средних веков. Но если средние века для Гоголя только притягательная эпоха, создавшая произведения, волнующие воображение, то барокко – это еще живое и действенное для него искусство. Во-первых, потому, что романтизм как бы воскрешает отдельные элементы барокко, во-вторых, Гоголь органично впитал литературные традиции Украины, гда барокко, как известно, длительное время оставалось господствующим стилем не только в литературе, но влияло на устное поэтическое творчество и развивалось почти до конца XVIII века, когда начинала формироваться новая украинская литература. На барочный характер стиля Гоголя указывали А. Белый, позже – В. Кожинов.
Проблема связи творчества Гоголя с украинской художественной культурой, в частности с украинским литературным барокко, находится в стадии осмысления и научных споров, но каждый, конечно, должен знать об этом. Связь с искусством барокко выражается у Гоголя в стремлении к всеобъемлющему, универсальному осмыслению современной писателю действительности. Таким универсальным по замыслу произведением стала поэма ” Мертвые души “, Этот универсализм проявляется в тенденции к передаче “картины мира”,- цельной концепции действительности в восприятии самого писателя, что сказывается на жанре произведения. Барокко, абсолютизируя принцип антитезы, не только стремится к вершинам духовности, но и ощущает огромную власть материального, вещественного мира, стремясь постичь “вертикаль смысла”‘. Не отсюда ли истоки той органичности вещественного мира Гоголя с его выразительной чувственной полнотой и первичной цельностью, за которой “встает действительность как единая сплошная стихия, как тело, в котором обретался, не сливаясь с ним, и дух. Такая действительность совмещает в себе низкое и высокое, земное и небесное, вещественное и духовное, она несет на себе любую жизненную конкретность, подобно тому, как цельность народа несет на себе всякую конкретность и характерность составляющих его отдельных людей, лиц.
На связь Гоголя с искусством барокко указывают не только элементы поэтики, но и характерные особенности его мировоззрения, в частности стремление писателя к универсальным формулам в постижении сущности мира. Проявляясь уже в начале творческого пути (“Книга всякой всячины”), оно владеет умом Гоголя и при работе над “Мертвыми душами”. Универсализм реализуется в различных формах и на разных уровнях. Им отмечено большинство творческих замыслов Гоголя – красноречивы в этом плане названия неосуществленных: “Земля и люди”, “История Украины”. Своеобразно преломляется эта особенность и в сборнике “Арабески”, а также в “Выбранных местах из переписки с друзьями”. Есть в этом некая барочная всеядность и стремление к всемерному охвату целого мира через целое. Изображение целого призвано объединить мир во избежание “раздробления”, распада, которые обнаруживает Гоголь в современном ему обществе. Универсализм, таким образом, является способом достижения целостности мира, преодоления “раздробления”, свойственного современной эпохе. Понятия эти составляют важнейшие черты гоголевского миропонимания.
Соединить мир в целостность, создать его заново при помощи художественных формул, обладавших реальной силой – вот идея, которая тревожила своей недостижимой высотой воображение писателя. Реализация такого замысла и должна была стать главной целью искусства и целью всей писательской судьбы Гоголя. Необходимость придать идеальному замыслу реальный характер обусловила обостренное внимание к современной действительности. И поэтому движение Гоголя к реализму – закономерный ход творческой мысли писателя, поставившего перед собой высокую цель. Мир Гоголя – в напряженном поиске истины, и приход его к реализму явился закономерным стремлением постигнуть ее, сокровенный смысл современности.